Открыты секреты обучения воробьёв песням

«Обучение молодой птицы пению в дикой природе, – утверждает Темплтон, – ранее рассматривалось как чёрный ящик». Теперь благодаря технике биологам стали доступны новые детали этого этапа в жизни птиц (фото University of Washington).

Молодые певчие воробьи (Melospiza melodia) для обучения своим песенкам используют помощь двух учителей сразу. Это установили зоологи Кристофер Темплтон (Christopher Templeton), Майкл Бичер (Michael Beecher) и их коллеги из университета Вашингтона.

Эксперимент проходил в Сиэтле, в Discovery Park. Биологи проследили за перемещениями 11 воробьёв. Этим птицам было около двух месяцев, и они ещё не начали петь. Причём были выбраны самцы, поскольку самки, как правило, не поют.

Авторы опыта исходили из предположения, что в обучении пению у птиц очень важно социальное взаимодействие, но какое именно — оставалось не вполне ясным. Чтобы проверить ряд версий, учёные принесли в парк громкоговорители, через которые проигрывали записи различных взрослых птиц. При этом сначала учёные определяли местоположение подопытной птахи (слушателя), а затем включали динамик, расположив его в 45 метрах.

Для определения точных координат птиц в парке исследователи применили крохотные радиопередатчики. На снимках видны антенны (фотографии Christopher Templeton).

Пятиминутные записи включали три варианта: исполнение дуэта воробей-воробей, попеременное пение воробья и синицы и наконец — дуэт двух синиц (для контроля). Пение последних в принципе воробьям знакомо, так как живут эти птахи в одних и тех же местах. Однако конкретные записи были взяты от птиц, в данном парке не живущих, так что молодые воробьи ранее не могли их слышать.

Биологи смотрели — как реагируют подопытные на песни. Оказалось, юные Melospiza melodia быстрее и куда ближе перелетали к динамикам, когда слышали дуэт взрослых воробьёв. Заметно слабее была их реакция на пение одного воробья или на трели синиц.

Это открытие подтвердило гипотезу, ранее высказанную профессором психологии и биологии Бичером: молодые птицы учатся петь, подслушивая обмен куплетами между двумя взрослыми сородичами, а не слушая одного воробья или пробуя самостоятельно взаимодействовать со взрослыми. Характерно, что в данном опыте воробьи подлетали ближе, словно хотели получше расслышать пение, но сами не вступали в «хор».

«Слушая двух птиц, несовершеннолетние способны также узнать, как именно песни используются. А это они не могут установить, слушая только одну „солистку“. Молодая птица может сделать это, непосредственно взаимодействуя со зрелой, но это рискованно, потому что новичка могут прогнать или побить», — объясняет Кристофер. (Подробности исследования можно найти в пресс-релизе университета и статье в Proceedings of the Royal Society B.)

Обучение птиц мелодиям, исполнение пернатыми своих серенад и даже особенности работы мозга, связанные с этими процессами, не первый раз привлекают внимание биологов. Они полагают, что здесь имеется аналогия с появлением и эволюцией человеческой речи, а также с процессом обучения разговору младенца. Так, ранее мы детально рассказывали об интересных опытах с зебровыми амадинами.

Читайте также о том, что воробьи отличают китайский язык от английского, узнайте, как загрязнение природы приводит к усложнению птичьих песен, почему городские синицы поют быстрее и как учатся петь канарейки.



Создан оптический пинцет для вирусов

23 октября 2009

Открыт похоронный ритуал у сорок

22 октября 2009

Учёные раскрыли секреты птерозавра-сёрфера

22 октября 2009

Открыт самый гигантский из гигантских кругопрядов

21 октября 2009

Игры мышей в Quake показали нейронную карту местности

20 октября 2009