Крупнейшая в мире городская сеть проката велосипедов – парижская Vélib – продолжает по нарастающей страдать от воров и вандалов. Дошло до того, что украденными или повреждёнными становятся до 80% велосипедов, причём некоторые из них впоследствии появляются на чёрном рынке в Восточной Европе и Северной Африке.
«Французская утопия столкнулась с прозаической реальностью», – так характеризует происходящее в Париже New York Times. Неприятности Vélib мы детально описывали в марте, а в апреле сообщали, что назло вандалам сеть велопроката будет, напротив, расширена.
Последнее французы и впрямь сделали, кроме того – сами велики были укреплены и дополнительно защищены от воров. Но менее плачевной ситуация от этого не стала: 10 мастерских ремонтируют примерно по 1500 велосипедов в день.
В безуспешной попытке остановить вандализм Париж этим летом начал рекламную кампанию: «Они просто уничтожают Vélib, он не может защитить себя. Vélib принадлежит вам, защитите его!» – призывают надписи на плакатах.
Тем временем иммигранты и прочие чувствующие себя обделёнными жители города считают велибовские велосипеды символом буржуазного среднего класса, «гламурной стороны Парижа», и вымещают на несчастных великах свою злобу так же, как в своё время поджигали автомобили. Вандализм по отношению к Vélib обретает черты мятежа, социального восстания, и это вдобавок к обычному хулиганству молодёжи, руководствующейся анархическими «соображениями».
Для законопослушных горожан найти на парковке нормально функционирующий велосипед становится всё сложнее и сложнее, однако же сеть Vélib стала признанной частью парижской жизни и программа будет работать дальше.
Напомним, что за ситуацией с Vélib внимательно следят в других странах, где собираются наладить велопрокат. Хочется надеяться, что отслеживают происходящее в Париже и российские чиновники, ведь существует идея аналогичной системы проката под рабочим названием «Муниципальный велосипед», да и концепция московского «велополитена» жива и недавно всплывала в СМИ. По данным агентства «РИА Новости», директор НИиПИ Генплана города Сергей Ткаченко сказал, что сеть велосипедных дорожек учтена в концепции развития столицы до 2025 года, а сам «велополитен» может быть частично подземным.