Столетняя находка признана самым древним предком тираннозавра

Так как от древнего ящера остался лишь 30-сантиметровый череп, сложно достоверно судить о его внешнем виде, но учёные всё же попробовали (иллюстрация Natural History Museum).

Компьютерная томография черепа динозавра, найденного близ Глостершира в 1910 году и хранившегося всё это время в Лондонском музее естествознания (Natural History Museum), показала, что перед учёными – родственник древних хищных гигантов.

Поначалу динозавра назвали Megalosaurus. Однако уже в 1920-х годах его признали неправильно классифицированным и дали ему новое имя Proceratosaurus. Но только сейчас удалось определить истинное положение ящера на эволюционном древе.

Для нынешнего исследования английские и немецкие учёные провели сканирование окаменелых останков динозавра и смоделировали трёхмерное строение его черепа во всех деталях.

Сразу по трём параметрам Proceratosaurus оказался похожим на Tyrannosaurus rex. Длина туловища родственника T. rex составляла примерно три метра, и он обитал на планете около 165 миллионов лет назад (предыдущий кандидат на этот «пост» жил на Земле на пять миллионов лет позже). Истинные же тираннозавры правили миром между 85 и 65 миллионами лет назад, как раз до массового вымирания.

Череп Proceratosaurus очень хрупкий, и его было крайне сложно очистить от камня. Кстати, роль носового рога в жизни динозавра пока осталась невыясненной (фото Natural History Museum).

«Результаты анализа стали для нас полной неожиданностью», — рассказывает в пресс-релизе музея доктор Анджела Милнер (Angela Milner). Подробности исследования она вместе с коллегами изложила в статье в Zoological Journal of the Linnean Society.

Сколько же ещё таких «находок» будет сделано, если провести анализ всех девяти миллионов ископаемых останков, что хранятся в коллекциях?

То, что среди древних ящеров находят всё больше миниатюрных предков тираннозавров, свидетельствует о том, что они поначалу были небольших размеров и «выросли» лишь к концу эры динозавров, делают вывод учёные. Узнайте также о родственнике тираннозавра, которого окрестили динозавром-балериной.

Обнаружена древнейшая паутина на планете