Большой адронный коллайдер приступил к работе

23 ноября в 16:22 по московскому времени были зарегистрированы первые столкновения протонов (фото CERN).

20 ноября нынешнего года Большой адронный коллайдер (LHC) после 14-месячного перерыва вновь пропустил по кольцу пучки протонов. А 23 ноября был проведён первый эксперимент, ознаменовавший начало работы самого большого в мире ускорителя элементарных частиц.

Напомним, что первоначальный запуск коллайдера был намечен на 10 сентября 2008 года. За происходящими событиями следил почти весь мир: одни ждали общемировой катастрофы, другие свершения великого научного эксперимента.

Однако вскоре произошла поломка, приведшая к замене немалого числа магнитов. БАК пришлось отогревать (его работа возможна лишь при температурах, близких к абсолютному нулю), разбираться в причинах произошедшего и, конечно же, чинить.

Если бы учёные не отрегулировали работу сверхпроводящих электромагнитов, вряд ли им удалось бы столкнуть пучки. Несмотря на то что в каждом из них около трёх тысяч пакетов протонов (в каждом, в свою очередь, почти по сотне миллионов частиц), вероятность столкновения очень небольшая (фото CERN).

23 ноября Европейский центр ядерных исследований CERN объявил о том, что впервые на БАК было проведено столкновение пучков протонов, двигающихся со скоростями, близкими к скорости света, с энергиями порядка 900 ГэВ.

Столкновение произошло внутри гигантского детектора ATLAS (смотрите впечатляющий видеоролик о его строительстве). А здесь показано трёхмерное изображение произошедшего (на врезке: энергии, измеренные калориметром). Эту и другие иллюстрации в большем разрешении можно найти вот тут (иллюстрация CERN/LHC/ATLAS).

Следующие плановые столкновения произойдут в детекторах CMS и LHCb. А на время рождественских каникул БАК приостановит свою работу, затем энергия каждого пучка элементарных частиц будет доведена до 1,2 ТэВ (что превысит рекорд нынешнего «чемпиона» – ускорителя Tevatron).

В начале 2010 года агрегат увеличит энергию пучка до 3,5 ТэВ, потом несколько месяцев учёные будут наблюдать и экспериментировать и, наконец, во второй половине 2010 года сделают попытку «разогнать» частицы до 5 ТэВ.

«Замечательные новости! После 20 лет упорных трудов всего мирового сообщества начинается новая эра в физике. Мы ждём новых невероятных открытий», — говорит Фабиола Джианотти (Fabiola Gianotti), пресс-секретарь проекта ATLAS.

Утечка галактик объяснена работой вселенной-сестры