Биологи придумали необычный способ подсчёта птиц

Для исследования были выбраны печники. Самцы этих маленьких птиц обладают характерным пением и выводят трели почти у самой земли (фото University of Otago).

Чтобы оценить, каковы размеры популяции птиц на определённой территории, биологи обычно полагаются на свой слух. Мюррей Эффорд (Murray Efford) из новозеландского университета Отаго и Дианна Доусон (Deanna Dawson) из геологической службы США придумали, как получить более точные данные.

Практически любую птицу в лесу гораздо проще услышать, чем увидеть. Именно поэтому орнитологи обычно подсчитывают количество птиц в округе на слух. Конечно, такой метод далеко не идеален, хотя бы потому, что человеку обычно сложно определить расстояние до источника звука.

Эффорд и Доусон предложили решить проблему при помощи сети из нескольких микрофонов. Записывая птичьи трели с разных точек, они позволяют оценить, в какой области вокруг каждой птицы слышна её песня.

Понятно, что размеры «зоны охвата» варьируются в зависимости от того, как громко поёт птица, и от звуковых характеристик окружающей местности (леса, например). Учёные подбирают разные параметры так, чтобы они соответствовали показателям, определённым при помощи специально разработанной программы Density, обрабатывающей записи. В результате орнитологи оценивают плотность птичьего населения, даже не зная, где находятся пернатые и каковы размеры леса.

Чтобы убедиться в правильности расчётов, Эффорд и Доусон проверили теорию на практике, а именно на печниках (Seiurus aurocapilla).

В одном из заповедников Мэриленда учёные расположили на земле квадрат из четырёх микрофонов (сторона фигуры составила 21 метр). В течение пяти дней орнитологи передвигали аппаратуру, охватив в общей сложности 75 разных мест. Таким образом учёные при помощи компьютера смогли определить, что на каждые пять гектаров леса приходится по одному самцу (у печников поют (MP3-файл) только мужские особи).

Эти данные соответствовали прямому подсчёту количества птиц, проведённому при помощи сетей. Более того, как утверждают орнитологи в своей статье в Journal of Applied Ecology, информация, полученная при помощи микрофонов, была даже более точной. Другие преимущества нового способа подсчёта: меньшие затраты времени учёными и отсутствие стресса у птиц.

В пресс-релизе университета Отаго исследователи отмечают, что их метод подойдёт для оценки размеров популяций других животных, которых сложно обнаружить и подсчитать обычными методами. В пример они приводят дельфинов и китов.

Однако эколог Лен Томас (Len Thomas) из университета Сент-Эндрю, ведущий наблюдение за малыми полосатиками (Balaenoptera acutorostrata), не спешит соглашаться с орнитологами. Действительно, обнаружить подопечных Томаса непросто, но, хотя гидрофоны позволяют уловить специфические крики самцов китов, подсчёт методом Эффорда и Доусон вряд ли даст точный результат.

Учёные оценивают плотность популяции, а не количество животных, но об этих океанских жителях пока известно не так много, в частности, не ясно, какая часть китов кричит и как часто они это делают. Соответственно, и о плотности популяции будет судить сложно.

На это Эффорд отвечает, что новый метод лучше всего работает с животными, которые издают повторяющиеся звуки примерно одинаковой громкости. Так что птицы в данном случае – лучший вариант.

Читайте также о видеосистеме, которая будет фиксировать количество пингвинов, спутниковой системе слежения за дельфинами, программе, подсчитывающей слонов, и беспроводной сети, помогающей изучить популяцию черепах.

Самая маленькая орхидея обнаружена в Эквадоре