Молоко кроликов превратили в источник человеческого белка

«Разводить кроликов проще, кроме того, процесс занимает меньше времени по сравнению с теми же коровами или козами. При всём при том получается достаточное количество молока», – отмечает исполнительный директор фармацевтической компании Сеймен де Врис (Sijmen de Vries) (фото Diaphor La Phototheque, NGS).

Голландская фирма Pharming разработала технологию получения человеческого белка из молока трансгенных кроликов. Новый продукт поможет, в частности, больным с наследственной формой отёка Квинке (hereditary angioedema).

Кроликам внедрили человеческий ген, который активизирует выработку особого белка C1-inhibitor. Именно недостаточное его количество в организме человека приводит к развитию так называемого наследственного ангионевротического отёка. Он доставляет больным массу проблем и даже может привести к смерти (вследствие удушения из-за разбухания тканей).

Болезнь можно лечить при помощи синтетических лекарств. Но терапевтическое применение куда более естественных белков является лучшей альтернативой. Отсюда и интерес генетиков к различным животным.

«C1-inhibitor можно также получить из донорской крови. Однако этот способ менее безопасен, так как в препарат могут попасть вирусы донора. Наш метод хорош ещё и тем, что с его помощью белок можно производить постоянно и в любых количествах», — рассказывает Марйолейн ван Хелмонд (Marjolein van Helmond), представитель компании Pharming.

Конечно, кролик – не корова, одна самка даёт порядка 120 миллилитров молока в день. Однако из одного литра продукта, полученного от изменённых животных, можно извлечь до 12 граммов столь нужного человеческого белка.

Молоко кроликов собирают при помощи миниатюрных доильных аппаратов, которые, как и в других случаях, надеваются на соски крольчихи. Де Врис отмечает, что никаких неприятных ощущений животное при этом не испытывает, более того, ему специально создают максимально комфортную обстановку.

Компания Pharming работает с кроликами уже несколько лет, но лишь недавно представила препарат Rhucin, который, вероятнее всего, и станет первым почти натуральным лекарством, позволяющим побороть наследственный ангионевротический отёк.

Сейчас препарат изучают специалисты из Европейского агентства лекарственных средств (European Medicines Agency). Решение будет оглашено в 2010 году. Вскоре начнутся испытания и в США.

Нынешнее достижение, конечно же, не приведёт к появлению на прилавках магазинов бутылок с кроличьим молоком или, к примеру, нового вида сыра. Хотя бы потому, что по нынешним жёстким нормам все остатки трансгенного продукта необходимо уничтожать (фото Firenzesca/flickr.com).

Голландские фермеры уже готовы вырастить первую тысячу трансгенных кроликов, молоко которых пойдёт на создание нового лекарства, спасающего жизни не только больных с наследственными заболеваниями, но и тех, кто перенёс инфаркт или пересадку органов (выгода для последних уже подтверждена доклиническими исследованиями).

Кстати, кролики — не единственные животные, которых в последнее время прочат в будущие источники изменённого молока. Ранее были созданы трансгенные козы и мыши, которые способны поставлять белки женского грудного молока.

Верблюды с солнечными батареями везут вакцину в глушь