Прояснено происхождение голубых отставших звёзд

Учёные не в первый раз предполагают, что «отставшие» или «бродяги», на примере которых уже была доказана сепарация звёзд в скоплении по массе, возникают в результате слияний или эволюции двойной системы, когда одна из звёзд играет роль вампира, перетягивая к себе материал другой и таким образом «омолаживаясь» (фото F. Ferraro/Bologna University; Barry Roal Carlsen/University of Wisconsin, Madison).

Две команды учёных из университета Висконсина в Мэдисоне (UW Madison) и Болонского университета (Universita de Bologna) независимо друг от друга провели исследования, которые проливают свет на загадку так называемых голубых отставших звёзд.

Эти светила выглядят достаточно молодыми, хотя находятся в скоплениях, состоящих из значительно более старых собратьев. Результаты наблюдений, представленные в Nature итальянскими астрономами, позволяют утверждать, что, несмотря на свой юный внешний вид, «голубые отставшие», скорее всего, довольно древние.

Итальянские специалисты наблюдали в скоплении M 30 (оно расположено на расстоянии около 26 тысяч световых лет от Земли в созвездии Козерога) 44 таких светила среди многих тысяч красных гигантов и белых карликов. При этом при помощи космического телескопа Hubble были получены сведения о температуре и яркости звёзд.

По расчётам астрономов, «голубые отставшие» должны иметь такой же солидный возраст, что и остальные обитатели кластера, так как они формировались в том же месте. Отсутствие признаков пылевого облака и низкая скорость звёзд показывают – они не могли родиться сравнительно недавно или попасть сюда из другой части космоса.

Американцы же на протяжении почти 15 лет отслеживали движение и яркость звёзд в кластере NGC 188, расположенном в 5 тысячах световых лет от нас в созвездии Цефея. Как сообщают в своей статье астрономы, выяснилось, что около 75% голубых отставших звёзд в кластере обладают партнёрами, которые, как правило, находятся на расстоянии, соответствующем дистанции между Солнцем и Юпитером. Такая близость, по мнению специалистов, свидетельствует о происхождении «голубых отставших» как результата столкновений и слияний между двумя или более звёздами.

Загадка молодых звёзд не так уж необычна, как может показаться. Например, ранее мы рассказывали про схожие парадоксы в центре нашей Галактики и в центре галактики Андромеды.

На Титане открыт туман и подтверждён круговорот метана