Нанотрубки не выдержат космический лифт

Никола Пуньо своими вычислениями надолго отправляет космический лифт обратно в научную фантастику. Во всяком случае, лифт с тросом из нанотрубок (иллюстрация с сайта gadgetmaniac.com).

Итальянский адъюнкт-профессор Никола Пуньо (Nicola Pugno) из политехнического института Турина (Politecnico di Torino) считает, что углеродные нанотрубки, которые рассматриваются в качестве чуть ли не идеального материала для создания троса космического лифта — не годятся для этой цели.

Вычисления, которые Пуньо провёл на основе математической модели, которую он сам и изобрёл, показывают, что неизбежные дефекты нанотрубок просто сделают трос недостаточно прочным. Учёный утверждает, что дефекты на атомном уровне уменьшат прочность такого гигантского троса, по крайней мере, на 70%.

По идее, трос (или лента) космического лифта должен иметь предел прочности в 62 гигапаскаля. Это примерно то же, что перетягивание каната, на каждом конце которого находится больше 100 тысяч человек.

Лабораторные испытания показали, что предел прочности одной нанотрубки составляет приблизительно 100 гигапаскалей. Но, как указывает Пуньо, если одна трубка потеряет всего один атом углерода, она потеряет в прочности целых 30%.

И «оптовый» материал, сделанный из таких трубок, ещё более слаб: большинство волокон, сделанных из нанотрубок, пока имеет прочность намного ниже 1 гигапаскаля.

Пуньо говорит, что прочность троса из нанотрубок будет никак не выше 30 гигапаскалей. И даже если допустить, что для космического лифта удастся сделать безупречные нанотрубки, повреждения от микрометеоритов и эрозия от атомов кислорода всё равно ослабят «привязь».

«С технологиями, доступными сегодня, космический лифт не может быть построен никогда», — заявляет итальянский исследователь. Текст его доклада на английском вы найдёте здесь.

Кстати, британцы хотят запускать на Луну грузы из гигантской рогатки.

Создан термический интерфейс из нанотрубок