Двум марсоходам нарастят интеллект

Фрагмент панорамы с места работы Opportunity. Цвета — искусственные, лишь приблизительно сходные с натуральными, они усилены для проявления больших деталей в почве и камнях (фото NASA/JPL-Caltech/USGS/Cornell).

Американским роботам-исследователям, работающим на Марсе в рамках миссии Mars Exploration Rovers, дистанционно поставят новый софт, который позволит им самим решать — какие данные отправлять на Землю в первую очередь.

Марсоходы Opportunity и Spirit приступили к работе в красных песках более двух лет назад. С тех пор они передали на Землю огромное количество информации. Но миссия не закончена. И, возможно, она принесёт ещё немало сюрпризов.

Учёные говорят, что теперь особое внимание будет уделяться метеорологическим явлениям в окрестностях посадки двух аппаратов. А именно, роботы будут больше изучать облака, а также — пылевые смерчи, время от времени пробегающие мимо объективов их камер.

Такие видео- и фотосъёмки, конечно, уже велись. К примеру, о предыдущих случаях поимки марсианских смерчей вы можете прочесть здесь, здесь и вот тут.

Но раньше роботы отправляли на Землю гигантское количество кадров, на которых специалисты миссии собственными глазами искали нужные явления, на что уходило очень много времени и сил. Не говоря уж о том, что на пересылку такого количества снимков по линии «Марс-Земля» уходит масса времени.

В следующем месяце специалисты миссии перепрограммируют роботов и  научат их самостоятельно анализировать изображения на предмет опознания облаков в небе или пылевых смерчей на поверхности. На Землю марсоходы будут высылать лишь кадры, заслуживающие внимания учёных.

В нынешнем же году, но чуть позже, аналогичная модернизация программного обеспечения будет выполнена и на американском спутнике Mars Odyssey, вращающемся вокруг Красной планеты с 2001 года.

Аппарат сможет самостоятельно принимать решение об оперативной и детальной съёмке тех участков планеты, на которых он обнаружит какие-то быстрые изменения: новые температурные аномалии, изменения в деталях полярных шапок, пылевые бури и так далее.

Этот подход уже был проверен на американском спутнике Earth Observing 1, который представляет собой не просто летающую камеру, орбита за орбитой скидывающей на Землю кадры земной поверхности, но автомат, наделённый неким уровнем интеллекта.

Так, в 2004 году этот спутник обнаружил начавшееся извержение вулкана Эребус в Антарктиде. При обычном ходе рутинных съёмок поверхности планеты и последующем разборе огромной кучи фотографий прошло бы очень много времени, прежде, чем люди вообще узнали бы о таком важном событии.

Но Earth Observing 1, обнаружив горячую лаву, во-первых, «позвонил на Землю» вулканологам, оперативно известив их о начале извержения, а во-вторых, перепрограммировал свою камеру на повторную и детальную, с большим числом снимков, съёмку данной горы.

Солнечная система может содержать несколько чёрных дыр