Нанотрубки приспособили для микроскопических металлоработ

На этом снимке отчетливо видно, как нанотрубка сжимает нить карбида железа (показана тёмным), существенно уменьшая её диаметр и выдавливая её (фото с сайта primidi.com).

Исследователи из университетов Майнца (Johannes Gutenberg-Universität Mainz), Хельсинки (Helsingin yliopistoon), финского технологического (Teknillinen korkeakoulu), университета научных и технологических исследований Сан-Луи-Потоси (Instituto Potosino de Investigación Científica y Tecnológica) и политехнического института Ренселлера (Rensselaer Polytechnic Institute) провели эксперименты, которые показали, что нанотрубки могут выдерживать давление до 40 гигапаскалей, что составляет около одной десятой давления в центре Земли.

Электронная бомбардировка нанотрубок приводит к их сжатию, как заметили учёные. Более того, исследование показало, что сжатие происходит крайне интенсивно и с очень большой силой. Даже самые прочные материалы, помещённые во время эксперимента в эти трубки, выдавливались, будто паста из тюбиков.

Для примера экспериментаторы помещали внутрь нанотрубок нанонити из железа и карбида железа (Fe3C) – самых твёрдых веществ, используемых в нанотехнологиях.

Пока длилась бомбардировка трубки, заставлявшая её сжиматься, сжимались и нити внутри. Причём процесс продолжался до тех пор, пока полость в трубке не исчезала окончательно, а нанонить размером в 9 нанометров не сжималась до 2 нанометров и не оказывалась полностью выдавленной.

Эксперимент продемонстрировал высочайшую устойчивость углеродных нанотрубок собственному внутреннему давлению при сжатии, что позволяет назвать их идеальными структурами, в частности, для опытов по наногидравлике.

Обнаруженные свойства нанотрубок позволяют использовать их в качестве своеобразных миниатюрных тисков или прессов. Участники проекта в своей публикации полагают, что свежие данные позволят использовать нанотрубки для изучения эффектов деформации наноструктур, проводя наблюдения непосредственно в электронный микроскоп.

Кстати, недавно мы рассказывали о том, что нанотрубки не выдержат космический лифт.

Создан наноматериал для ловли тумана