Сердце располагает собственными стволовыми клетками

Стволовые клетки сердечного происхождения в промежутках между клетками сердечной мышцы (фото с сайта newscientist.com).

Ещё в 2003-м исследователи из лаборатории Пьеро Анверсы (Piero Anversa) медицинского колледжа Нью-Йорка (New York Medical College) обнаружили стволовые клетки в сердцах мышей, а позже — и людей. Однако тогда они ещё не знали — возникли и проживали ли эти стволовые клетки фактически в сердце или только лишь мигрировали туда от другой ткани, типа костного мозга.

Теперь коллега Анверсы, Аннароза Лери (Annarosa Leri), используя взрослых мышей, определила местонахождение естественной «ниши» для стволовых клеток, которые, как оказалось, в особенном изобилии «водятся» в предсердии. Она нашла, что стволовые клетки группируются вместе с более зрелыми «ячейками», в промежутках между мышечными сердечными клетками.

Лери и её коллеги взяли крошечное количество сердечных стволовых клеток от людей, подвергавшихся операциям на сердце, вырастили их в лаборатории и затем пересадили в повреждённые сердца крыс и мышей.

Опыты показали, что, в конечном счёте, такие сердечные стволовые клетки могут дать лучшие результаты лечения сердца, чем стволовые клетки из костного мозга, которые уже как-то использовали для лечения сердца у пациентов-людей.

«Мы думаем, что это — те самые клетки, которые обычно обеспечивают рост новой сердечной ткани, и они лучше подойдут для ремонта больных сердец», — говорит исследовательница. Однако ещё потребуется много работы, чтобы выяснить точное происхождение и механизм «включения» данных клеток.

Узнайте также об опытах по подстёгиванию естественного самовосстановления сердца при помощи белковых «ключей».

Бактерия чумы поможет в борьбе с иммунными нарушениями