Йогуртовые бактерии когда-то жили внутри растений

Генетическая структура йогуртовых бактерий принесла немало сюрпризов микробиологам (фото с сайта bioweb.usu.edu).

Группа учёных из французского национального института агрокультурных исследований (L’institut national de la recherche agronomique) расшифровала геном главного обитателя и созидателя йогурта – бактерии Lactobacillus bulgaricus. Работа позволила не только узнать последовательность генов, но и прийти к неожиданному выводу о том, что некогда эти микроорганизмы не имели никакого отношения к кисломолочным продуктам.

Эти бактерии привлекли исследователей своим необычным «поведением». Основная их деятельность состоит в том, что они расщепляют сахар, содержащийся в молоке, и разрушают молочные белки до более простых составляющих, что и придаёт йогурту его характерный мягкий вкус.

Кроме того, продукты жизнедеятельности Lactobacillus bulgaricus заставляют молоко сворачиваться, создавая кислую среду, которая оказывается совершенно непригодной для жизни других бактерий, что обеспечивает долгую сохранность продукта.

Изучение структуры генома показало, что первоначально эти бактерии развивались в растениях. Основой этих выводов послужило обнаружение 270 генов, ответственных за расщепление сахаров растительной природы. Однако большинство из них повреждены, поэтому йогуртовые бактерии неспособны перерабатывать растительные белки.

«Удивительно, что этих генов обнаружилось так много, — говорит руководитель исследовательского коллектива доктор Мартен Ван де Гуште (Maarten van de Guchte). – Тем более, что всего рабочих генов 1562. И, похоже, в генетической последовательности потеряно много других генов».

Доктор Гуште предполагает, что трансформация могла начаться после того, как бактерии попали в свежее молоко. Однако нашёлся смельчак, который попробовал странный продукт, оказавшийся довольно вкусным и долго не портящимся.

Анализ показал также, что йогуртовые лактобактерии потеряли одни гены, но приобрели другие. Большей частью — это гены других разновидностей данной бактерии. Но какова их роль – пока не выяснено.

Профессор биохимии Ховард Охман (Howard Ochman) из университета Аризоны (The University of Arizona), не принимавший участия в работе, прокомментировал исследование так: «Результаты этих изысканий вписываются в обычный порядок вещей. Как правило, бактерии, которые начинают заниматься одним делом, бросают предыдущее, словно оно им совсем надоело».

Кстати, вы может узнать, как ген бактерии поможет накормить голодную Африку, и о том, что в меню других бактерий обнаружена ДНК.

В меню бактерий обнаружена ДНК