Созданы нитки для освещения наномира

Как видно на этом снимке, сделанном с помощью электронного микроскопа, нити выращиваются на подложке из кристалла кремния. После того, как будут получены необходимые размеры, нити могут быть сняты с подложки и с помощью электрического поля установлены на другой основе (изображение NIST).

Исследователи американского Национального института стандартов и технологии (National Institute of Standards and Technology — NIST) обещают сделать наномир светлее: они выращивают светящиеся нанонити — прототипы лазеров и светодиодов с поперечником луча всего около 100 нанометров.

Эти нити создаются из полупроводниковых сплавов на основе нитрида галлия (GaN) в условиях глубокого вакуума путём медленного — слой за слоем — наращивания атомов. Получающиеся нити имеют толщину от 30 до 500 нанометров и почти 12 микрометров длины.

В тот момент, когда нити помещаются в электромагнитное поле или освещаются лазером, они начинают интенсивно излучать в диапазоне от ультрафиолетового до видимого — в зависимости от композиции сплава.

Кроме того, у нанонитей есть ряд особенных свойств. Например, максимальная длина волны излучаемого света, возникающего под действием магнитного поля, зависит от его ориентации: параллельно или перпендикулярно оси нити. Это свойство может быть использовано в каких-нибудь сенсорах, данные которых будут зависеть от положения в магнитном поле.

Как сообщается в публикации в журнале Applied Physics Letters, такие анизотропные свойства нити сохраняют в достаточно большом диапазоне температур — почти от абсолютного нуля до комнатной.

В настоящее время NIST — одно из немногих мест, где такой точный эксперимент проводится без использования металлических катализаторов, что обеспечивает чистоту получающихся нитей.

Ожидаемая область применения нанонитей широка: они могут использоваться как точечные источники излучения в тестах по определению химических веществ и биологических агентов, в лазерной хирургии и в производстве точной электронной техники.

Между прочим, ранее мы рассказывали о нанотехнологической лампочке и наноантеннах для видимого света.

Нанотрубки приспособили для микроскопических металлоработ