Астрономы нашли закономерности у горячих Юпитеров

По вертикальной оси отложена масса тяжёлых элементов в планете, по горизонтальной — «металлизация» родительской звезды (иллюстрация с сайта physorg.com).

Команда астрономов из Европы во главе с Тристаном Гилло (Tristan Guillot) из французской обсерватории (Observatoire de la Côte d’Azur) составила модель структуры так называемых «горячих Юпитеров», показавшую явную связь их строения с составом родительских звёзд.

«Горячие Юпитеры» — это массивные экстрасолнечные планеты, вращающиеся очень близко к своим солнцам. Из 188 известных экстрасолнечных планет 10 были открыты по транзиту — проходу перед своей звездой, который вызвал небольшое падение её видимой яркости. И все эти 10 планет — «горячие Юпитеры» с массой от 110 до 430 земных масс.

При таком способе обнаружения планет есть возможность определить и их массу, и диаметр, а значит — среднюю плотность, которая может оказаться ключом к составу, с учётом того, что мы знаем о газовых гигантах.

Европейцы рассмотрели все такие открытия в комплексе и составили для этих планет предположительный состав — размер ядра из тяжёлых элементов, размер оболочки из водорода и гелия и так далее.

Оказалось, что соотношения тяжёлых и лёгких элементов в этих «Юпитерах» хорошо коррелируются с богатством металлами самой звезды. У тех солнц, которые по содержанию металлов были похожи на наше Солнце, «горячие Юпитеры» обладали маленькими ядрами из тяжёлых элементов, а у звёзд, содержащих в два-три раза больше металлов, горячие планеты-гиганты обладали и существенно большими ядрами.

Авторы исследования отметили, что два «горячих Юпитера» были слишком большими, чтобы их структура уложилась в общепринятые модели. Тем не менее, они считают, что найденная зависимость — ещё один шаг на пути понимания процесса формирования планет в целом, и в частности, таких необычных, как «горячие Юпитеры».

Любопытно, что экстрасолнечная планета-гигант XO-1b, публично объявленная совсем недавно («Мембрана» подробно рассказала об этом открытии), также уложилась в предложенную авторами работы модель.

Читайте о планете трёх солнц и поимке «горячих Юпитеров» по отражённому теплу.

Узнайте также о загадочных различиях между Юпитером и Сатурном.

Кровавый дождь принёс на Землю сонм инопланетных микробов