В прошлом Энцелад сменил ось вращения

Схема, объясняющая нынешнее положение горячей точки Энцелада (иллюстрация NASA/JPL/Space Science Institute).

Францис Ниммо (Francis Nimmo) из университета Калифорнии в Санта-Круз (UCSC) и Роберт Паппалардо (Robert Pappalardo) из Лаборатории реактивного движения (Jet Propulsion Laboratory) предложили объяснение аномальной горячей точки спутника Сатурна.

Напомним, космический аппарат Cassini открыл на Энцеладе загадочные разломы — "тигриные полосы", а также отснял многокилометровые фонтаны, бьющие в космос.

Все эти аномалии, теоретически, можно объяснить разогревом внутренностей планеты под действием приливных сил, со стороны газового гиганта. Если бы не одно «но» — никто пока не может уверенно сказать, почему горячий район Энцелада лежит у его южного полюса, а не на экваторе, и почему именно у одного полюса, а не у обоих.

Авторы новой работы говорят, что разогрев данного района, возможно, произошёл в средних широтах южного полушария спутника, а позднее Энцелад постепенно перевернулся, и горячая точка стала полюсом.

Произошло это из-за того, что разогретые внутренности стали менее плотными, быть может, с пустотами, рыхлыми полостями и жидкой прослойкой (ранее другие исследователи уже обосновали предположение о подповерхностных морях Энцелада). А изменение в распределении масс, мол, привело к медленному повороту оси вращения.

Проверить эту гипотезу, косвенно, может тот же Cassini. Во-первых, он может сравнить число кратеров на передней (по ходу орбиты) и задней части луны. Как и Луна Земли, Энцелад обращён к Сатурну всегда одной стороной, и его переднее по ходу полёта полушарие должно быть более изрытым ударами. Поворот оси вращения в прошлом повлияет на эту картину.

Правда, в свете высокой геологической активности этой планетки, такая проверка может провалиться. Но, во-вторых, зонд может уловить небольшие гравитационные отклонения из-за пустот под поверхностью южного полюса. Для этого аппарат должен пролететь близко к Энцеладу, не далее 200 километров. Такая возможность появится в середине 2008-го, когда завершится основная миссия Cassini.

Авторы гипотезы предлагают выполнить аналогичные тесты и для других лун системы.

Наш подробный материал об Энцеладе вы найдёте здесь.

В свете Луны найдены следы земной жизни