Учёные нашли самоопыляющуюся орхидею

Китайская орхидея Holcoglossum amesianum — одно из немногочисленных гермафродитов-растений (фото: Jay Pfahl).

Коллектив учёных под руководством Лай Цюань (Lai Quang), сотрудника университета Циньхуа (Tsinghua University), обнаружил, что орхидея Holcoglossum amesianum опыляет сама себя.

Интересно, что растение вообще ни пользуется «услугами» ветра или насекомых (как это делает, например, Angraecum sesquipedale) для переноса пыльцы. Более того, в данном случае, по словам Лай Цюаня, имеет место принципиально иной способ оплодотворения.

В течение сухого и безветренного периода с февраля по апрель группа изучила более 1900 цветков этой орхидеи, развивающейся на стволах деревьев провинции Юннань.

Характерно, что растение вообще не производит ни пыльцы, ни нектара, и оплодотворение организовано следующим особенным образом.

Органы обоих полов находятся сразу в одном цветке, а оплодотворение происходит за счёт взаимодействия его «мужской» и «женской» частей. При этом пыльник раскрывается, и разворачивается таким образом, чтобы занять положение, которое позволит ему войти в рыльце пестика, где и происходит оплодотворение.

Такое половое поведение настолько специфично, что между собой не взаимодействуют даже цветы, растущие на одной ветке.

Читайте также о жизни орхидей после их смерти.

Биоинженеры создали новое поколение синтетических артерий