Открыт двуглазый гигантский вихрь Венеры

Двуглазый вихрь на южном полюсе Венеры глазами Venus Express (цвета — искусственные) (фото ESA/VIRTIS/INAF-IASF/Obs. de Paris-LESIA).

Европейский космический аппарат Venus Express принёс учёным очередную загадку Венеры: «Как сформировался необычный сдвоенный вихрь над её южным полюсом»?.

Venus Express, прибывший к Венере 11 апреля 2006-го и передавший первые снимки фактически на следующий день, теперь подкинул специалистам очередную порцию «информации к размышлению». На более чётких кадрах южного полюса, выполненных в разных диапазонах (а особенно — в инфракрасном, виден огромный вихрь с двумя «глазами» в центре, вместо привычного одного.

Ветры на Венере обращаются на запад, на скорости в сотни километров в час, и обегают планету всего за четыре дня. Это «супервращение», объединённое с естественной рециркуляцией горячего «воздуха» в атмосфере планеты, должно, по идее, создавать по огромному вихрю на каждом из полюсов. И они там есть.

Но вот почему южный вихрь — двойной — тайна. Учёные говорят, что слишком мало ещё знают о механизме связи глобальных ветров нашей горячей соседки и вихрей на её полюсах.

Впрочем, поскольку европейский спутник-исследователь проработает около Венеры более года (и это только номинальный срок миссии, а ведь её могут и продлить), у учёных будет ещё время, чтобы разгадать эту тайну.

О Venus Express, его устройстве, научной аппаратуре и задачах «Мембрана» подробно рассказывала в этом материале.

На телескопе Hubble сломалась основная камера