Получен лазерный луч с сечением в виде концентрических колец

Лазерный «пончик» — впечатляющее достижение фотоники (фото с сайта pinktentacle.com).

Учёные из университета Киото (Kyoto University), совместно со специалистами японской компании Rohm, создали полупроводниковый лазер, способный выдавать очень тонкий луч с управляемым сечением произвольной формы.

Лазер построен на основе полупроводникового чипа с габаритами 0,5 х 0,5 миллиметра, который содержит несколько слоёв так называемых фотонных кристаллов. Это материал с рядами в десятки тысяч крошечных (нанометрового масштаба) отверстий, которые работают как оптические резонаторы, создавая когерентный луч со свойствами, которыми экспериментаторы могут управлять по желанию.

Особенно интересной представляется способность нового лазера создавать луч очень малого диаметра, а также — луч, поперечное сечение которого похоже на бублик, с отверстием в центре или даже на два таких «бублика», вложенных один в другой, и, говорят учёные, лучи ряда других форм.

Авторы работы считают, что столь виртуозное управление формой тончайшего луча и другими его параметрами (направлением излучения, например) позволит в будущем создать массу интересных приборов, в частности, оптические накопители на сотни гигабайт в одном диске. Полые внутри лазерные лучи могут также использоваться как пинцеты для наночастиц.

Отчёт об этой работе опубликован в Nature.

Читайте также о применении фотонных кристаллов в необычном электрогенераторе.

Самурай с лазерным мечом получил миллион евро