Российские учёные создали съедобную вакцину против ВИЧ

Член-корреспондент РАН Рюрик Константинович Саляев (фото СИФИБР).

Профессор Рюрик Саляев и его коллеги из Сибирского института физиологии и биохимии растений (СИФИБР) генетически модифицировали помидоры, превратив их, фактически, в съедобную вакцину, которая бросает вызов двум смертельным вирусам — ВИЧ и инфекционной желтухи.

Чтобы «доставить» в помидоры синтетическую комбинацию из фрагментов ДНК вирусов ВИЧ и гепатита, российские учёные использовали бактерию Agrobacterium tumefaciens. В ответ томаты произвели белки, которые, когда помидоры съедены человеком, побуждают организм вырабатывать антитела против вирусов. И опыты на мышах уже показали наличие в их крови таких антител.

Результаты исследования были представлены в середине июня на Международном конгрессе по инфекционным заболеваниям в Лиссабоне (ISID) коллегой Рюрика Саляева — Сергеем Щелкуновым из государственного научного центра "Вектор".

По сообщениям сибирской прессы 2-летней давности, работа над созданием «томатной» вакцины началась ещё в 2001 году: «Иркутские учёные хотели сделать именно вкусную вакцину. Во-первых, она более дёшева. Во-вторых, при введении она не допускает в кровь чужеродных белков. Съедобная вакцина не требует особых условий содержания, например, температурного режима. Кроме того, в СИФИБРе был огромный опыт работы с томатами в области генной инженерии».

Правда, на людях новую вакцину ещё никто не испытывал, и вообще – впереди ещё очень много работы.

Читайте также о том, как подсолнухи могут помочь изобрести лекарство против СПИДа, как рис может спасти людей от лихорадки, как создаётся вакцина от смертельной лихорадки Эбола, и о новой вакцине из берёзы против аллергии.

Радиоактивный яд скорпиона уничтожает опухоли мозга