Британские учёные построили теорию летающих пауков

Летающие пауки из рода эригонов. Нижний, как говорят арахнологи, стал «на цыпочки» — значит, сейчас полетит (фото с сайта bbsrc.ac.uk).

Специалисты из исследовательского центра Ротемстеда (Rothamsted Research) выяснили, каким образом пауки перелетают с территории на территорию, используя всего одну ниточку. Это исследование представляет особенный интерес, ведь некоторые из пауков преодолевают таким образом расстояния в сотни километров.

Первым шагом исследования было опровержение основной концепции, описывавшей такое необычное перемещение. На протяжении последних 20 лет была популярной теория, известная как модель Хамфри. Она строилась на абстрактном допущении, что паучья нить жёсткая и неподвижная, а сами пауки – привязанные к ней «воздушные шарики».

Ротемстедские учёные создали математическую модель, которая принимает во внимание эластичность и гибкость паутинки.

Сотрудник центра доктор Энди Рейнольдс (Andy Reynolds) поясняет суть нового подхода: «Исследователи давно знают, что пауки способны перемещаться на большие расстояния, становясь чем-то наподобие воздушных шариков. Однако ни одна из предыдущих теорий не давала адекватного объяснения этого. Учитывая гибкость и подвижность нити, мы теоретически обнаружили, что если паук попадает в турбулентность, то он не может никоим образом контролировать полёт. И именно из-за этого он может перенестись на непредсказуемое расстояние».

Доктор Дэйв Боэн (Dave Bohan) – другой участник исследования, пояснил, что в практической части этой работы изучался полёт пауков в неподвижном воздухе. Но теперь экспериментаторы хотят развить теорию дальше, для чего собираются посмотреть, как паук с нитью будет перемещаться в... термодинамической трубе (наверное, эта труба не будет обычной).

Это, конечно, очень красивое, прямо-таки сказочное исследование. Но его цели вполне прагматичны. Ведь, как известно, пауки – своеобразные хищники. А это значит, что они могут помочь фермерам в борьбе с насекомыми, которая обычно ведётся с помощью пестицидов. Но эту функцию в определённой экосистеме они смогут выполнить, только если «прилетят» вовремя. А какие именно факторы влияют на прибытие, и должна показать работа британских специалистов.

Читайте также о пауках эпохи динозавров, о паучьих общественных работах и о том, что англичане боятся пауков больше, чем террористов.

Островной закон задаёт габариты для подводных жителей