Астронавты отправили шпатель в космическое путешествие

Опробованная сегодня технология ремонта теплозащиты была разработана NASA в ответ на трагедию челнока Columbia (фотографии NASA).

Как мы ранее и анонсировали, 12-го июля экипаж шаттла Discovery (полёт STS-121), взлетевшего на орбиту 4 июля, провёл в открытом космосе эксперимент по ремонту теплозащиты челнока.

Ремонту подвергался не сам космический корабль, а блок из 12 специально подготовленных плиток, идентичных обшивке носа челнока и передних кромок его крыльев, выполненных из композитного материала «усиленный углерод-углерод» (RCC).

Ремонт выполняли Пирс Селлерс (Piers J. Sellers) и Майкл Фоссум (Michael E. Fossum). В течение 6,5-часового выхода в открытый космос они заполняли разнокалиберные трещины и дефекты на опытных плитках при помощи шприца, идентичного строительному шприцу для заделки швов.

Внутри шприца была специальная паста или замазка под названием Noax. После нанесения её на трещину астронавты многократно утрамбовывали и разглаживали материал шпателем. Так как в невесомости пузыри внутри не всплывают на поверхность, нужно было убедиться, что паста полностью заполнила трещину, без пустот. При этом в вакууме паста очень активно пузырилась, так что задача у астронавтов была нелёгкой (учитывая также работу в перчатках скафандра).

За время работы космические маляры сумели отремонтировать 7 плит из 12, после чего пару астронавтов отозвали обратно в шаттл, для других работ. Однако американцы были довольны и этим результатом. Но в полной мере данный эксперимент будет продолжен уже на Земле, где плитки испытают самыми различными воздействиями.

Данный выход в открытый космос, по информации CNN, сопровождался парой курьёзов.

Вначале выхода у Фоссума случайно отстегнулся один из двух страховочных фалов (но никакой опасности это не представляло).

К слову, во время выхода в космос в понедельник у Селлерса едва не отстегнулся реактивный рюкзак, призванный вернуть астронавта к челноку при невероятном повреждении двух (а иногда – трёх) фалов, которыми астронавты обычно страхуются, работая в грузовом отсеке шаттла.

Каким-то образом один из замков рюкзака оказался повреждён. Астронавты даже предложили на будущее перематывать эти замки скотчем. Не обычным, конечно, а специальной лентой, которая имеется в запасе на шаттле, и которая выдерживает космическую среду.

Но вернёмся к экспериментальному ремонту плиток. Второй курьёз: во время сосредоточенной работы над замазкой Селлерс, незаметно для себя, потерял один из нескольких имевшихся шпателей. Сколько он ни смотрел — того не было видно. Инструмент отправился в космос. «Я думаю, он пошёл, пошёл, пошёл...», — посмеялся Пирс.

Добавим, что в настоящий момент шаттл летает состыкованным с МКС, так что на орбите работает дружная команда из 9 человек (3 — экипаж станции и 6 — челнока). Напомним также, что приземление шаттла намечено на 17 июля в 17:14 (по Москве).

Экипаж шаттла отремонтировал железную дорогу на МКС