Нервы будут восстанавливать шёлковыми лесами

На снимке тонкие красные полоски – это шёлковое волокно, ответвления нервных клеток показаны пурпурным, а голубые точки – это так называемые клетки Шванна, играющие важную роль в регенерации нервной ткани (иллюстрация с сайта news.bbc.co.uk).

Коллектив британских исследователей из колледжа медицины и стоматологии университета Лондона (Queen Mary’s School of Medicine and Dentistry) во главе с нейробиологом профессором Джоном Пристли (John Priestley) предложил новый метод восстановления повреждённых нервов – с помощью искусственного волокна, похожего на паучий шёлк.

Если отросток нервной клетки когда-то был повреждён, то через некоторое время он восстанавливается и снова начинает расти. Однако это явление служит источником многочисленных проблем, ведь отросток может начать расти не в прежнем, а каком угодно произвольном направлении; это не только не приведёт к восстановлению функции, но и иногда вызывает болезненные эффекты.

Поэтому учёные предлагают использовать шёлковые нити Spidrex, разработанные компанией Oxford BioMaterials для направления роста нейронов. По словам профессора Пристли, это будут своего рода строительные леса, которые будут поддерживать ответвления нейронов.

Для проверки действенности такого метода лечения исследователи провели эксперименты как в изъятых тканях, так и с животными. Как утверждает Пристли, шёлковые «леса» оказали хорошее влияние. В частности, он поведал о том, что у животных успешно происходило восстановление как повреждённого спинного мозга, так и периферических нервов.

Действенность материала обеспечивает также и то, что нити могут быть объединены в трубки, соединяющие травмированные промежутки в нервной ткани, по которым могут прорастать ответвления нейронов.

Коллеги Пристли планируют внедрить технологию в медицину для лечения повреждённых периферических нервов. А сам профессор надеется, что с помощью этого шёлка можно будет восстанавливать и повреждённый спинной мозг, но это будет намного более сложной задачей.

Кстати, можете почитать про заплату для спинного мозга и о способе выращивания нейронов из стволовых клеток.

Миф о грязных деньгах развеян научными методами