Астрономы рассмотрели аномальную вспышку новой

Если белый карлик притягивает к себе много газа с соседа – красного гиганта, то это приводит к взрыву новой. Однако, выяснилось, что этот процесс объясняется не так просто, как полагали раньше (иллюстрация David A Hardy/PPARC).

В ходе обработки данных наблюдения вспышки новой звезды в созвездии Змееносца учёные обнаружили, что этот объект принципиально отличается от других взрывающихся звёзд. Но что особенно интересно, и первая, и вторая публикация об том взрыве говорят о том, что теперь придётся пересмотреть некоторые теории, объясняющие поведение остальных – «нормальных» — новых звёзд.

Вспышка произошла в двойной звёздной системе RS Ophiuchi, обнаруженной в созвездии Змееносца. Система состоит из красного гиганта и вращающегося вокруг неё белого карлика.

Сделав некоторые предварительные оценочные вычисления, позволяющие классифицировать такие объекты, учёные пришли к выводу, что система может стать сверхновой типа Ia. Астрономам, конечно, доводилось наблюдать двойные звёздные системы, но ни одна из них не собиралась становиться сверхновой. К тому же, раньше RS Ophiuchi уже взрывалась и вела себя как обычная новая.

В частности, астрофизик Самнер Старрфилд (Sumner Starrfield) из университета Аризоны (Arizona State University), один из исследователей RS Ophiuchi, обратил внимание, что при взрыве сверхновой звезды Ia в её ударной волне практически отсутствует водород. Однако вокруг красного гиганта в RS Ophiuchi этого газа в изобилии, причём столько, что хватило бы для взрыва сверхновой, но никак не Ia-типа.

Выяснлось, что взрыв был вызван тем, что карлик своим гравитационным полем собрал часть газа с соседа-гиганта. Когда же масса накопившегося вещества достигла некоторого критического значения, произошёл мощный взрыв, вызванный ускорившимся темпом ядерной реакции. То есть, речь, и вправду, шла о взрыве новой, а не сверхновой звезды.

Особенность объекта в том, что это так называемая рекуррентная новая – её вспышки неоднократны. RS Ophiuchi взрывается раз в несколько десятилетий (до этого такое случилось в 1985 году), но без строгой периодичности.

Другой астроном, Тим О’Брайен (Tim O’Brien) из обсерватории Jordell Bank вместе с коллегами провёл изучение снимков вспышки RS Ophiuchi, полученных в радиодиапазоне. Оказалось, что взрывная волна не была симметричной, а имела вытянутую форму, напоминая джеты.

Пока трудно сделать однозначные выводы о том, что повлияло на такое странное поведение объекта. Но, похоже, астрономам придётся пересмотреть многие представления о развитии и строении новых звёзд. «Это исследование убеждает, что при взрыве новых происходит много того, о чём мы не знаем», — комментирует ситуацию Самнер Старрфилд.

Кстати, существует гипотеза о том, что взрыв сверхновой звезды послужил причиной возникновения человечества.

Неземной плацдарм. Часть вторая: поставка боеприпасов