В ДНК обнаружен второй код

Так небольшой фрагмент ДНК обвивается вокруг нуклеосомы (иллюстрация Loren Williams/Georgia Institute of Technology).

Дополнительные «слова», зашифрованные в тех же самых последовательностях оснований ДНК, что несут главную генетическую информацию, сумели найти и расшифровать Эран Сигал (Eran Segal) из израильского научного института Вайзманна (Weizmann Institute of Science) и Джонатан Уидом (Jonathan Widom) из американского Северо-западного университета (Northwestern University).

Генетический код определяет все белки, которые клетка может изготовить. Второй код, который, по версии учёных из Израиля и США, скрыт в виде определённых повторяющихся последовательностей оснований букв внутри основного кода (благо он обладает большой избыточностью), определяет размещение на протяжении нити ДНК множества нуклеосом, миниатюрных «шпулек» из белка, вокруг которых обвивается петлёй сама нить ДНК.

Вокруг одной нуклеосомы ДНК делает 1,65 оборота, на что уходит всего 147 её «букововок», из сотен миллионов её составляющих. А поскольку нуклеосомы управляют доступом факторов транскрипции (белков, активирующих гены) непосредственно к коду ДНК (эти белки могут работать лишь со свободными от нуклеосом участками ДНК, объясняют своё видение этой механики исследователи), получается, что позиционирование нуклеосомы в том или ином месте ДНК определяет и белки, которые данная клетка сможет синтезировать.

Авторы работы проанализировали 200 участков генома дрожжей, где присутствуют нуклеосомы, и обнаружили, что там есть действительно «скрытый» образец повторяющихся последовательностей. Поняв этот образец, они оказались в состоянии предсказать размещение приблизительно 50% нуклеосом в других организмах.

Кстати, биологи давно предполагали, что избыточность генетического кода, возможно, была «разработана», чтобы сосуществовать одновременно с некоторым другим видом кода, и это, полагает доктор Сигал, и мог быть «код нуклеосом».

Если открытие подтвердится, оно может привести к пониманию всего механизма, который позволяет клеткам задействовать нужные для них гены, но запрещает им включать гены, предназначенные для другого типа клеток.

Читайте также о близкой по теме и идеям работе, по расшифровке истинного назначения так называемой "мусорной ДНК".

Началась расшифровка генома неандертальца