Защиту от змеиного яда нашли в самих жертвах

Как оказалось, мыши могут в неких пределах сопротивляться яду медноголовой или мокассиновой змеи (фото с сайта nps.gov).

Опыты с мышами показали, что сам организм млекопитающего содержит систему, помогающую ему противостоять яду некоторых видов змей и насекомых. Об этом свидетельствует отчёт группы учёных из медицинской школы Стэнфорда (Stanford University School of Medicine) в журнале Science.

Эта защита — мастоциты — клетки, ответственные за развитие аллергических реакций, которые при воздействии аллергенов выбрасывают различные вещества, вызывающие видимые эффекты, типа сенной лихорадки. Аналогично мастоциты активируются и при попадании в организм яда. Но долгое время считалось, что обострённая реакция иммунной системы на яд лишь усугубляет его действие.

Новые же опыты показали, что в действительности всё обстоит прямо противоположным образом, и повышенное количество и/или активность мастоцитов может оказать хорошую услугу организму при поражении ядом ряда змей или, к примеру, пчёл.

Оказалось, что белок карбоксипептидаза A, выпускаемый этими клетками, фактически способствует разрушению яда.

При введении яда гадюки мыши, обладавшие нормальным числом мастоцитов, противостояли в 10 раз большей дозе яда, чем грызуны, лишённые таких клеток.

Аналогичные результаты были получены с ядами некоторых разновидностей гремучих змей, мокассиновой змеи и также — медоносной пчелы. При этом мастоциты «значительно ограничивают не только токсичность, но также и смертность, связанную с ядом», — заявил один из участников исследования Стивен Галли (Stephen Galli).

Пока нельзя сказать, насколько результат, полученный на мышах, применим к людям (это авторы работы выясняют сейчас), но данное открытие могло бы привести к созданию новых типов противоядий, полагают учёные.

Читайте также о ядовитых млекопитающих, чёрной дискотеке против ядовитых жаб, ядовитых пауках, охотящихся на других пауков, и источнике яда у лягушек.

Учёные измерили скорость передачи данных через глаз