Объект пережил погружение внутрь звезды

Компьютерное моделирование погружения коричневого карлика (маленькая чёрная точка) внутрь красного гиганта (иллюстрация с сайта news.bbc.co.uk).

Коричневый карлик WD0137-349, вращавшийся вокруг родительской звезды, пережил её гибель, в процессе которой орбита карлика проходила глубоко внутри получившегося красного гиганта. Но коричневый карлик не «сгорел» и не упал на ядро звезды. Об этом сенсационном открытии группа британских астрономов рассказывает в Nature.

«Мы обнаружили маленькую неудавшуюся звезду (коричневого карлика), лежащую рядом с другой звездой (белым карликом), которые вращаются друг вокруг друга по крошечной двухчасовой орбите», — рассказал доктор Матт Бёрли (Matt Burleigh), соавтор работы и астроном из университета Лейстера (University of Leicester).

Белый карлик — это очень маленький, но довольно массивный остаток от бывшей звезды, примерно сопоставимой с Солнцем, которая исчерпала своё топливо и погибла, предварительно раздувшись до стадии красного гиганта.

В этот период коричневый карлик, вращавшийся вокруг звезды, оказался глубоко под поверхностью возникшего гиганта. В такой ситуации небольшая скалистая планета, типа Земли, была бы изжарена. Фактически со временем она бы испарилась. Да и в отношении выживания коричневых карликов, в такой ситуации, у астрономов были сомнения. Это в теории. Однако данный коричневый карлик (в 55 масс Юпитера, кстати) сумел выстоять.

Правда, орбита его стала в то время спиральной, и он начал медленно падать на ядро звезды. Тем не менее, и в этом самый главный сюрприз для астрономов, прежде чем он врезался в ядро или «сгорел», внешняя гигантская оболочка погибшей звезды успела остыть и рассеяться, оставив в центре тот самый остаток — белый карлик. Так что спиральное падение коричневого карлика практически прекратилось.

Астрономы, обнаружившие коричневого карлика при помощи одного из телескопов Европейской Южной обсерватории (ESO), говорят, что этот объект, который теперь от белого карлика отделяет расстояние менее чем две трети радиуса Солнца, со временем всё же приблизится к своему компаньону. Примерно так, что период обращения его будет равен лишь часу. В эту эпоху белый карлик начнёт «пожирать» своего напарника, высасывая из него материю своей чудовищной гравитацией. Но произойдёт это лишь через 1,4 миллиарда лет. Так что WD0137-349, переживший временное погружение в звезду, лишь отсрочил свою гибель.

Читайте также о том, что на некоторых коричневых карликах идут дожди из расплавленного железа, а ещё узнайте о редком «холодном» коричневом карлике, обнаруженном недалеко от Солнца.

Япония построит обитаемую базу на Луне к 2030 году