Химики намерены поставить даймондоиды на поток

В центре — фрагмент обычного алмаза, вокруг — различные типы даймондоидов, идентичных мысленно вырезанным фрагментам большой алмазной решётки. Левее пунктира — низшие даймондоиды, правее — высшие. Внизу: несколько кристалликов высших даймондоидов. Масса каждого — квинтиллионная доля карата, так что увидеть их можно лишь в сильный микроскоп (иллюстрация Molecular Diamond Technologies).

Специалисты компании Molecular Diamond Technologies, дочернего отделения нефтехимического гиганта Chevron, совместно с учёными из Стэнфорда (Stanford University) приступили к промышленному освоению нового класса материалов — наноалмазов, названных «даймондоидами» (diamondoids).

Партнёры объявили о старте научно-исследовательской программы, призванной детально изучить свойства этих объектов, а также — наладить промышленное получение даймондоидов из нефти.

Даймондоиды — это углеродные молекулы, имеющие много «подвидов», отличающихся формой и размерами, составленные из десятков (некоторые типы — сотен) атомов, расположенных сходно с кристаллической решёткой алмаза, также способные соединяться с другими атомами и включать их в свою решётку.

При этом учёные предложили различать высшие даймондоиды, с поперечником приблизительно 1-2 нанометра, и низшие даймондоиды (менее 1 нанометра). Последние состоят всего из 10-18 атомов.

Впервые такие наноалмазы выделили из нефти в далёком 1933 году (всего одна такая молекула может попасться в нескольких литрах нефти), однако, именно теперь учёные подошли (с современной аппаратурой) к возможности на атомарном уровне выявить все их необычные свойства, а главное — наладить массовое производство и использование. К тому же химики Chevron научились синтезировать такие молекулы по желанию – любой заданной структуры и атомной массы.

Учёные отмечают, что обычный кристалл алмаза, фактически, является макромолекулой, но предлагают именовать «молекулами алмаза» именно даймондоиды, которым прочат будущее важных кирпичиков в нанотехнологических изделиях.

В рамках новой программы специалисты Chevron приступили к различным физическим и химическим опытам с этими нанокристаллами, отмечая, что переход к наномасштабу для, казалось бы, известного углерода в форме алмаза, означает и заметное изменение его «электронных» свойств.

«Даймондоиды окажут сильное воздействие на многие отрасли промышленности: энергетику, электронику, биофармацевтику, даже товары народного потребления», — заявил Фредерик Лам (Frederick Lam), директор коммерческого развития Molecular Diamond Technologies.

Читайте также о первых микросхемах из графена, углеродной нанопене и первой промышленной углеродной наноткани.

Нобелевский лауреат предлагает стрелять серой с воздушных шаров