Глобальное потепление заставляет расти Альпы

Высочайшая гора французских Альп Монблан. Горы в этом регионе растут примерно на 0,9 миллиметра в год и через полвека будут выше почти на 4,5 сантиметра. В остальных частях Альп «скорость» немного скромнее – около 0,3 миллиметра (фото Richard Cheski).

В настоящее время высота альпийских гор увеличивается. Учёные постоянно наблюдают за этим процессом, а исследовательский коллектив из университета Милана (Università degli Studi di Milano) под руководством Валентины Барлетта (Valentina Roberta Barletta) недавно сообщил в статье в журнале Geophysical Research Letters, что определённую роль в этом процессе играет глобальное потепление.

Такое утверждение базируется на новой компьютерной модели, предполагающей, что во временном масштабе от нескольких лет до тысячелетий поверхность Земли ведёт себя как своеобразная жидкость.

Чтобы объяснить эту модель, Валентина Барлетта предлагает представить себе вещество наподобие меда или патоки, но в миллионы раз более тягучее. Если на поверхность такой жидкости положить тяжёлый предмет, он будет опускаться до тех пор, пока силы гравитации не будут уравновешены выталкивающей силой, удерживающей тело на плаву.

Если же убрать предмет, то пониженный уровень жидкости будет восстанавливаться в течение некоторого времени.

То же самое, по мнению исследователей, происходит и с Альпами. По мере таяния ледников горы освобождаются от их тяжести и очень медленно поднимаются вверх.

Сильнее всего этот процесс происходит во французских Альпах в районе Монблана, самой высокой горы Западной Европы.

По словам исследователей, процесс «возвышения» этой горной гряды наполовину связан с сокращением ледников, а остальные «роли» принадлежат прочим геологическим причинам – от движения тектонических плит до эрозии.

По мнению Барлетта, ледники почти непрерывно сокращаются с 1850 года, а в последнее время темп этого процесса ускоряется из-за глобального потепления.

И, тем не менее, даже если ледники совсем исчезнут, увеличение высоты Альп не прекратится, ведь для достижения полной механической релаксации потребуются сотни или тысячи лет, добавляет Барлетта.

Читайте также о том, что к 2050 году могут растаять три четверти ледников швейцарских Альп, и о том, как в Швейцарии спасают ледники с помощью одеяла.

Древнее потепление заставило приматов расселиться по Северному полушарию