Астрономы обнаружили новые транснептуновые объекты

2000 WR106 — один из трансурановых объектов, найденных несколько лет назад (обведён кружком) хорошо виден на снимке. Но как показали новые наблюдения профессора Чана, большинство объектов этой группы так малы, что не могут быть сфотографированы (фото с сайта spacedaily.com).

Учёные из Тайваньского университета Цинь Хуа (National Tsing Hua University) обнаружили десятки ледяных глыб, находящихся за орбитой Нептуна. Удивительно, что эти объекты, относящиеся к группе так называемых транснептуновых, имеют диаметр всего 20-100 метров, в то время как недавно самым маленьким считали 25-километровое «тело».

Эти 58 новых транснептуновых объектов (ТНО), обнаруженные командой исследователей под руководством профессора Хсян-Куан Чана (Hsiang-Kuang Chang), настолько малы, что их невозможно было сфотографировать. Поэтому вместо визуальной съёмки учёные зарегистрировали не сами ТНО, а ослабление излучения рентгеновского источника, находящегося в созвездии Скорпиона во то время, когда они, проходя по своей орбите, заслоняли его.

По времени, на которое снижалась яркость источника, судили о размерах объектов. Как оказалось, они действительно невелики – в среднем по 50 метров. Также учёные определили, что эти объекты находятся за орбитой Нептуна на расстоянии порядка 43 астрономических единиц (напомним, что расстояние от Солнца до Земли – 1 астрономическая единица, от Солнца до Нептуна – 30).

К сожалению, отсутствие изображений — прямых доказательств открытия — создаёт некоторые трудности. К примеру, такой же эффект снижения яркости может быть и из-за прохождения более близкого объекта из пояса астероидов. Однако, по подсчётам Чана, эта вероятность очень низка.

Но есть и другая проблема. «В иследовании убедительно доказывается, что эти объекты не ближе 40 астрономических единиц, но они могут оказаться и на расстоянии в сто, тысячу или десять тысяч единиц», — комментирует работу астроном Скотт Кенйон (Scott J. Kenyon ) из Гарвардско-смитсоновского астрофизического центра (Harvard-Smithsonian Center for Astrophysics).

Чан не отрицает, что некоторые из зафиксированных объектов могли находиться существенно дальше. Однако это не нарушает его модель, согласно которой, на определённом им расстоянии должно быть огромное количество — 1015! — стометровых ТНО, хотя раньше предполагалось, что их всего порядка тысячи.

По-видимому, зафиксированные Чаном объекты являются теми же ТНО, состоящими изо льда, камня и вкраплений космической пыли, но прямых подтверждений тому нет.

Результаты этого исследования опубликованы в свежем выпуске Nature.

О недавнем открытии крупных транснептуновых объектов читайте здесь, а о том, какое вообще место занимают ТНО в солнечной системе — здесь.

Обнаружена звезда уже известной планеты