Грибки могут уменьшать вред асбеста

Асбестовое месторождение Баланьеро. Здесь учёные проводили свои исследования, и, возможно, это будет первое место, где впервые применят технологию очистки опасного асбеста с помощью грибков (фото Francesco Turci).

Новый подход к решению проблемы опасности асбеста для здоровья предложен коллективом исследователей во главе с Биче Фубини (Bice Fubini) из университета Турина (l’Università di Torino). Делать это можно с помощью особых грибков – так учёные утверждают в статье, опубликованной в последнем выпуске Environmental Science & Technology.

Одна из основных опасностей асбеста заключается в железе, содержащемся в его составе. Если асбест попадает в лёгкие, то это приводит к реакции железа с клетками, в результате которой появляются особые радикалы, повреждающие ДНК. Это, в свою очередь, приводит к онкологическим и прочим тяжёлым заболеваниям.

В ходе исследований Фубини и её сотрудники обнаружили, что некоторые грибки (например, видов Verticillium, Paecilomyces и Fusarium) могут удалять железо из состава некоторых разновидностей асбеста, представляющих значительный вред (например, кроцидолита и хризотила). Как полагают учёные, грибки создают особые молекулы, связывающие активное железо в составе асбестовых волокон, предотвращая тем самым формирование опасных радикалов.

В опытах, проводившихся in vitro, сначала обрабатывали асбест с помощью определённых видов грибков. После этого исследователи обнаружили заметное уменьшение окислительного стресса клеток от воздействия «исправленного» асбеста, что свидетельствует об уменьшении его опасности.

На следующем этапе специалисты из коллектива Фубини планируют узнать, пройдёт ли эксперимент in vivo так же удачно. А дальнейшие шаги должны будут посвящены изучению работы грибков на протяжении продолжительного времени.

Одним из наиболее перспективных направлений применения грибков Фубини считает очистку почв, содержащих вредные формы асбеста.

Читайте также о применении грибков для отпугивания птиц, улучшения фруктов и лечения рака, а ещё для разрушения долговечного пластика.

Впервые изучена опасность эскалаторов для детей