Обнаружены чёрные дыры со средней массой

Астрономы обнаружили во Вселенной новые типы чёрных дыр — со средней массой. Ранее удавалось обнаружить только либо совсем «крошечные» объекты, либо сверхмассивных гигантов, находящихся в центрах галактик.

Используя орбитальный телескоп «Хаббл» и некоторые другие инструменты наблюдения, две команды астрономов сумели обнаружить в центре звёздного скопления M15 в созвездии Пегаса чёрную дыру с массой, всего в четыре тысячи раз превышающей массу нашего Солнца.

Это самая «маленькая» галактическая чёрная дыра, которую когда-либо удавалось обнаружить.

Кроме того, в звёздном скоплении G1, располагающемся в туманности Андромеды, найдена чёрная дыра с массой в 20 тысяч раз превышающей массу Солнца.

Таким образом, пропасть между «мелкими» чёрными дырами, с массой в несколько Солнц, и сверхмассивными пожирателями материи в центрах галактик устранена: чёрные дыры со средней массой существуют, и учёные нашли этому вполне убедительные доказательства.

Стоит, впрочем, отметить, что ни M15, ни G1, в общем-то, не являются галактиками: это звёздные скопления, в которых в миллионы раз меньше звёзд, чем в крупных галактиках, вроде Млечного Пути.

В древних галактиках наблюдается какое-то странное шевеление