Новые наблюдения дейтерия могут изменить представление о нашей Галактике

Снимок Млечного Пути в видимом диапазоне. Как выяснилось, данных оптических и многих других наблюдений оказалось недостаточно для формирования верного представления о нашей Галактике (фото с сайта utahskies.org).

Проводя наблюдения Млечного Пути, учёные обнаружили что дейтерия — тяжёлого водорода – содержится в нём значительно больше, чем об этом говорили данные предыдущих наблюдений. По мнению астронома Джеффри Лински (Jeffrey L. Linsky) из университета Колорадо (University of Colorado), руководившего исследованием, эта новая информация может радикальным образом изменить теоретические положения о формировании звёзд и галактик.

Такой водород, очевидно, «прятался» за скоплениями межзвёздной пыли и часто был недоступен для наблюдений в силу своей непрозрачности.

Астрономы использовали данные ультрафиолетового телескопа FUSE (Far Ultraviolet Spectroscopic Explorer). А дейтерий (который, напомним, представляет собой водород, содержащий в ядре помимо протона и нейтрон) создаёт характерное свечение в ультрафиолетовом диапазоне, благодаря которому разглядеть тяжёлый водород удалось именно с помощью FUSE.

Как рассказывает профессор Лински, учёные считали, что почти треть первоначального дейтерия исчезла, явившись основой для формирования звёзд. Однако анализ данных, проведённых учёным показал, что уровень дейтерия в Млечном Пути оказался ниже всего на 15%, и его распределение неравномерно.

По утверждению Лински, из этого следует необходимость пересмотра многих представлений астрофизики.

В частности, эти данные могут говорить о том, что для формирования звёзд требовалось значительно меньше водорода, превратившегося затем в гелий. Так же это может оказаться существенным основанием для пересмотра химической эволюции Млечного Пути.

О недавних исследованиях Млечного Пути читайте здесь, здесь и здесь