Истребитель F-35 может стать беспилотным

Июльская презентация F-35, который, кстати, имеет и другое имя «Молния-2» (Lightning II), данное ему в честь самолёта P-38 Lightning, отличившегося во время Второй Мировой войны (фото Mike Fuentes/Bloomberg News).

У новейшего реактивного истребителя F-35 Joint Strike Fighter, который должен заменить F-16 и стать основной «рабочей лошадкой» ВВС США, может появиться беспилотная версия. Об этом сообщил Фрэнк Мауро (Frank Mauro), вице-президент корпорации Lockheed Martin, которая и разрабатывает F-35 вместе с другими компаниями из шести стран.

Мауро добавил, что идея «роботизации» истребителя прорабатывается уже в течение двух лет, и «концептуальная» фаза проекта завершена. Он не раскрыл детали, сказав лишь, что самолёт мог бы быть построен как «взаимозаменяемый гибрид» — для некоторых миссий пилотируемый лётчиком и дистанционно управляемый для выполнения других задач.

Однако, по мнению аналитиков, появление беспилотного F-35 в ближайшее время маловероятно. Они напоминают, что Lockheed Martin вышла на рынок военной авиации в конце 1990-х, когда у её конкурентов — Northrop Grumman и Boeing — позиции на нём были очень сильны. И хотя Lockheed Martin удалось заполучить контракт на строительство F-35, опасения, что беспилотные машины соперников могут потеснить её дорогие реактивные истребители, остались.

За последние 3-4 года Lockheed Martin пыталась наверстать упущенное на «беспилотном рынке», направив 30-40% своих исследовательских бюджетов именно на развитие летающих роботов. Наблюдатели полагают, что заявлением о беспилотном F-35 корпорация хочет сделать себе рекламу, показать всем, что её передовые технологии могут сделать «бесчеловечным» даже истребитель.

Желание Lockheed Martin отхватить большой кусок «беспилотного пирога» понятно — в этом году Пентагон выделил на разработку непилотируемых самолётов $2 миллиарда, по сравнению с $363 миллионами в 2001-м. Ожидается, что к концу десятилетия ежегодные расходы на летающих военных роботов превысят $3 миллиарда.

При этом Пентагон собирается закупить примерно две тысячи F-35, но, как полагают эксперты, может изменить свои планы и приобрести самолётов меньше — частично из-за всё более совершенных беспилотных систем. Поэтому предложение беспилотного F-35, вероятно, сделано на перспективу: когда настанет день перевода всех военных самолётов на дистанционно управляемый режим, Lockheed Martin со своей идеей будет тут как тут.

Вместе с тем, как сказал Фрэнк Мауро, прямо сейчас корпорация сосредоточена на завершении пилотируемой версии F-35, создание которой столкнулось с проблемами, включая повысившуюся цену, которая, как ожидается, достигнет $276 миллиардов, хотя изначально закладывалась сумма в $201 миллиард. Первые испытательные полёты F-35 должны начаться в конце этого года.

Кстати, недавно Lockheed Martin презентовала беспилотный самолёт, изготовленный методом трёхмерной печати, пообещала беспилотный "Большой баклан", стартующий с субмарины, погружённой на 46 метров под воду, начала разработку принципиально нового разведывательного аппарата, летающего как семя клёна, а до этого объявила о проектировании бесшумного сверхзвукового самолёта бизнес-класса.



Боевой медбрат поднимет раненого руками-клешнями и ногами-гусеницами

2 августа 2006

Чёрный ястреб Икс возобновил штурм по вертикали

31 июля 2006

Придумана система пополнения боеприпасов истребителей в полёте

31 июля 2006

Реактивные такси радуют бизнесменов незаоблачными ценами

28 июля 2006

Lockheed Martin создаёт бесшумный бизнес-сверхзвуковик

28 июля 2006