Найдены самые маленькие звёзды Галактики

Скопление NGC 6397 оказалось домом самых крошечных звёзд Галактики (фото с сайта news.bbc.co.uk).

Группа астрономов во главе с Харви Ричером (Harvey Richer) из университета Британской Колумбии (University of British Columbia) опубликовала в Science исследование самых слабых звёзд нашей Галактики, практически продемонстрировав нижний предел по массе для полноценной звезды.

Сжимающееся протозвёздное облако недостаточной массы никогда не станет настоящей звездой, в полученном объекте — коричневом карлике — не начнутся реакции ядерного синтеза. До сих пор лишь теоретические построения позволяли вычислять границу между такими телами и всё же зажигающимися, хотя и маленькими, звёздами. Но вот показать наличие такой границы в реальности — удалось впервые.

Ричер сотоварищи воспользовались услугами орбитального телескопа Hubble и сумели рассмотреть среди множества ярчайших бриллиантов обычных звёзд скопления

NGC 6397, лежащего в центре Млечного Пути, россыпь самых тусклых звёздочек нашего звёздного острова.

Их сияние было эквивалентно яркости свечи, помещённой на Луну и рассматриваемой с Земли, однако, учёные подчёркивают, что чувствительность Hubble превосходит этот порог.

Тем не менее, звёзд ещё более слабых, чем обнаруженная группа внутри NGC 6397 — астрономы не нашли, как ни старались. А отсюда они сделали вывод — это и есть самые маленькие настоящие звёзды с идущими в них реакциями синтеза. Их масса была определена как 8,3% от массы Солнца.

В том же исследовании астрономы описали открытие синих белых карликов. Это самые древние из известных на данный момент, останки погибших массивных звёзд, буквально посиневшие со временем (по мере остывания), в полном соответствии с предсказанием теорий. Изучив их подробнее, астрономы могут оценить их возраст, что может несколько повлиять и на оценки возраста Вселенной.

Отметим, что не так давно астрономы нашли самую маленькую полноценную звезду, светящую за счёт реакций синтеза, но её масса была определена как 9,1% солнечной, так что группа недавно открытых звёзд потеснила эту рекордсменку с пьедестала.

Газовые струи рисуют паучков на марсианском льду