Учёные нашли доказательство существования тёмной материи

На снимке голубым выделены зоны, где находится тёмная материя, розовым – области раскалённого газа (фото NASA)

Группа американских астрономов во главе с Дугом Клоувом (Doug Clowe) из университета Аризоны (University of Arizona) в результате наблюдений, проведённых с помощью телескопа Chandra, нашла первое прямое доказательство существования тёмной материи.

В своей работе исследователи изучали столкновение двух огромных галактических кластеров. Объясняя интерес астрономов именно к этим объектам, один из участников исследования, Максим Маркевич (Maxim Markevitch) из Гарвардско-смитсоновского астрофизического центра (Harvard-Smithsonian Center for Astrophysics), сказал, что это самое энергетичное событие из тех, что знакомы астрономам.

До настоящего времени прямых доказательств существования тёмной материи не имелось, и были различные теории, которые позволяли без них обойтись.

В течение 100 часов наблюдений учёные исследовали скопление галактик, известное как 1E0657-56. Вещество в этой области представлено преимущественно в виде раскалённого газа и звёзд. Астрономы заметили, что в процессе этого столкновения газ задерживается некой силой, похожей на сопротивление воздуха. При этом вещество некоторой массы продолжало движение, оставляя газ позади.

Однако, как показали вычисления массы, основная часть материи продолжала движение вперёд, не взаимодействуя ни с самой собой, ни с газом. В результате вещество в сталкивающихся скоплениях оказалось разделённым на две части: раскалённый газ (регистрируемый с помощью рентгеновского телескопа Chandra) и тёмная материя (масса которой регистрируется с помощью гравитационного линзирования). Как происходит этот процесс, вы можете увидеть в ролике(1,29 мегабайта, файл MPG).

Как заметил профессор университета Чикаго (University of Chicago) Шон Кэррол (Sean Carroll), не принимавший участия в исследовании, в этой работе получен настолько важный результат, что будущие теории обязательно должны принимать его во внимание.

Читайте также о  поисках тёмной материи с помощью Chandra в 2002 и в 2004 годах.

Найдены самые маленькие звёзды Галактики