Древние галактики показали удивительные детали

Одна из древнейших галактик в искусственных цветах. Пояснения в тексте (иллюстрация ESO).

Астрономы впервые разглядели движения огромных масс газа в одних из самых первых во Вселенной галактиках, находящихся более чем в 11 миллиардах световых лет от нас (и на столько лет же — «в прошлом»). При этом разрешение достигло 0,15 арксекунды или 4 тысячи световых лет на означенной колоссальной дистанции.

Такой показатель обеспечил новый спектрограф SINFONI телескопа VLT Европейской южной обсерватории (ESO), который также поставляет (в паре с адаптивной оптикой телескопа) высококачественные изображения на выбранных учёными длинах волн.

Таким образом, астрономы не просто увидели ранний этап формирования галактик, в которых только-только начали рождаться звёзды и которые сформировались всего через 3 миллиарда лет после Большого взрыва, но увидели этот процесс в беспрецедентных деталях.

«Мы впервые получили с хорошим разрешением двухмерные изображения движений масс газа в отдалённых галактиках, находящихся на стадии формирования звёзд», — заявил лидер группы исследователей Ричард Генцель (Reinhard Genzel).

Наилучшего разрешения удалось достичь в наблюдении галактики BzK-15504 (она имеет размер примерно с наш Млечный путь) с космологическим красным смещением 2,38 (эта галактика изображена на снимке в заголовке). Крестик обозначает её ядро, жёлтые отрезки — ось вращения. Различные цвета — лучевые скорости ионизированного газа: движение от нас (красный цвет), к нам (синий) и более-менее неподвижные, относительно центра данной галактики, массы (зелёный цвет).

Наблюдения показывают большой и массивный вращающийся прото-диск, который направляет газ к быстро растущему (набирающему своё звёздное население) центральному балджу.

Высокая плотность газа, большое число формирующихся там за единицу времени звёзд (приблизительно в сто раз больше, чем в современном Млечном пути) и небольшой их возраст, полученные из этих наблюдений, предполагают, что данная система была «собрана» весьма быстро из первоначально очень богатого газом диска.

Наблюдения нескольких других массивных, галактик с большим красным смещением дали подобные результаты.

Начиная изучение столь удалённых объектов, которые мы, земляне, видим в столь далёкое время, астрономы ожидали увидеть, главным образом, нерегулярные, возможно даже хаотические, движения масс газа, вызванные частыми столкновениями объектов в молодой Вселенной.

«Мы удивились, когда нашли множество больших вращающихся, богатых газом галактических дисков, свойства которых оказались весьма подобны свойствам нынешнего Млечного пути», — поясняет Генцель.

А это означает, что в данной эпохе развития Вселенной галактики формировались более интенсивно, чем полагали учёные раньше.

Читайте также об открытии сотен групп ранних галактик (содержащих сотни галактик каждая), удалённых от нас на расстояние в 8-10 миллиардов световых лет, а также о древнейшей супергалактике, которую астрономы увидели, какой она была более 13 миллиардов лет назад, что составляло лишь 5% возраста Вселенной.

Японский миллионер не полетит на МКС