Учёные получили стволовые клетки без повреждения эмбриона

На снимке показан процесс извлечения стволовой клетки, проводящийся на ранней стадии развития эмбриона без его разрушения (фото Irina Klimanskaya, Young Chung, Sandy Becker, Shi-Jiang Lu, Robert Lanza).

Специалисты из американской компании Advanced Cell Technology (ACT) разработали способ получения человеческих стволовых клеток без повреждения эмбриона. О новом методе исследователи рассказали в последнем выпуске Nature.

Проблема получения стволовых клеток без повреждения эмбрионов интересует биологов уже давно. Впервые это удалось сделать в прошлом году группе специалистов под руководством старшего научного сотрудника компании доктора Роберт Ланза (Robert Lanza).

Тогда они проводили эксперименты с мышами. Учёные брали мышиные эмбрионы, находившиеся на очень ранней стадии развития. Из них извлекали стволовые клетки, которые впоследствии можно было трансформировать в клетки необходимых тканей. Сами же эмбрионы остались без повреждений.

Теперь сотрудники ACT апробировали технологию на человеческих эмбрионах. В опыте эмбрионы развивались до стадии морулы, когда они содержали от 8 до 16 клеток (называемых также бластомерами). С помощью специальной пипетки экспериментаторы извлекли бластомеры, чтобы культивировать их по отдельности.

Из 91 извлечённой клетки более половины смогли разделиться один раз, а 28 клеток начали делиться полноценно. Эти бластомеры развивались как обычные человеческие стволовые клетки. Они были генетически полноценными и вполне могли бы дать начало определённой ткани.

Что касается самих эмбрионов, то в опытах ACT они остались неповреждёнными. По утверждению лиц, проводивших опыт, эти эмбрионы вполне могли бы развиваться дальше в обыкновенный организм.

По мнению Ланза, эту методику пока рано использовать для людей, но продолжить её изучение необходимо.

Эта работа уже вызвала резонанс в научном сообществе. Учёные обращают внимание на то, что не известно, насколько полноценным будет развитие эмбриона, из которого на раннем этапе изъяли клетку. Кроме того, хотя новая технология позволяет избежать уничтожения эмбриона, возникает множество новых этических проблем.

Читайте также о том, что стволовые клетки жировой ткани можно превратить в клетки мускулатуры, о том, что сердце располагает собственными стволовыми клетками и о первом международном банке стволовых клеток.

Паучье гнездо удивляет союзом тысяч лесных хищников