Биологи стёрли воспоминания у крыс

В опытах Сактора крысы должны были ловко избегать определённого сектора на вращающемся диске. Жёлтой линией показана дорожка обученной крысы (иллюстрация Science).

Впервые учёным удалось стереть долгосрочные воспоминания у крыс, попутно получив массу информации о том, какие при этом произошли изменения в мозге. О достижении рапортует группа во главе с Тодом Сактором (Todd Sacktor), молекулярным биологом из Нью-йоркского медицинского центра (SUNY Downstate Medical Center — Brooklyn).

Полученные данные позволят найти пути к лечению заболеваний, связанных с расстройством памяти, вроде болезни Альцгеймера, а также к лечению хронических болей, полагают исследователи.

Они сосредоточились на изучении гиппокампа, органа, влияющего на процесс обучения и формирования долгосрочных воспоминаний, и научились подавлять в нём связи синапсов, соединяющих нейроны мозга при помощи инъекции химиката, названного ZIP.

Обученные избегать опасного (ударяющего током) места крысы после инъекции забывали о своём навыке. Однако это «стирание» нисколько не влияло на работу их краткосрочной памяти, а, кроме того, не мешало формировать долгосрочные воспоминания в дальнейшем. Удалялись лишь прошлые воспоминания.

Сходные опыты, позволившие пролить новый свет на связь работы гиппокампа и процесса обучения, независимо от группы Сактора, провела и другая команда под руководством Марка Бира (Mark Bear) из института обучения и памяти Пикауэра (Picower Institute for Learning and Memory). Данная работа также должна помочь в поиске средств лечения заболеваний, связанных с неправильной работой нейронов.

Оба исследования опубликованы в Science: здесь и здесь.

Читайте также о проекте вживляемого электронного гиппокампа, а ещё — о том, что крысы вспоминают уроки задом наперёд.

Паучье гнездо удивляет союзом тысяч лесных хищников