Клетки мозга проявляют способность к трансформации

Снимок из экспериментов Штайндлера и его коллег. Зелёным выделены сами клетки, красным – белок, который обнаруживается также в стволовых клетках, голубым – ядра клеток (фото Noah Walton/UF McKnight Brain Institute).

Нервные клетки головного мозга могут превращаться в клетки других типов, то есть, совершают «трюк», который недавно считался доступным только стволовым клеткам. Это открытие было сделано группой учёных под руководством Денниса Штайндлера (Dennis Steindler) из Института изучения мозга Макнайта (McKnight Brain Institute) при университете Флориды (University of Florida).

Учёные исследовали глиальные клетки головного мозга. Оказалось, что при помещении этих клеток в специальную питательную среду они превращаются нейропрогениторы – тип клеток, по развитию предшествующий нервным и «на шаг» опережающий стволовые.

Проводя различные эксперименты, учёные также обратили внимание на то, что новые нейропрогениторы оказались способными к трансформации как «обратно» в глиальные, так и в обыкновенные нейроны. Существенно и то, что превращение происходило как в экспериментах in vitro, так и in vivo – при пересадке в мозг мышей.

«Кажется, что эти новые клетки лучше превращаются в нейроны, чем в глиальные», — уточнил профессор Штайндлер.

Бен Баррес (Ben Barres), профессор из Стэнфордского медицинского колледжа (Stanford University School of Medicine), не участвовавший в исследовании, посчитал чрезвычайно важным, что эти клетки не только превращаются в другие, но и не погибают при пересадке.

Теперь, по его утверждению, нужно понять, каково же их назначение, долго ли они живут и могут ли восстановить функциональность мозга.

Читайте также о том, как Штайндлер выращивал нервные клетки из стволовых.

Нейробиологи исследовали выживаемость нейронов