Жгутики кишечной палочки оказались пружинами с липучками

На иллюстрации показаны жгуты E. coli, прикрепляющиеся к поверхности. Их длина меняется в зависимости от механического воздействия на бактерию (иллюстрация Sheila Luna, ETH Zurich).

У бактерий Escherichia coli на поверхности есть тонкие нитевидные выступы, с помощью которых она цепляется к клеточной мембране. Исследователи из университета Вашингтона (University of Washington) обнаружили, что эти жгуты имеют структуру, которая позволяет бактерии крепко держаться, не отрываясь даже при давлении потока жидкости.

В предыдущем исследовании учёные выяснили, что на кончиках этих густо расположенных в виде бахромы выступов находится белок FimH, который прикрепляется к молекулам сахаров на поверхности.

После того, как прицепился, он фиксируется таким образом, чтобы при возрастании натяжении прикрепиться ещё сильнее. А оторваться он может, наоборот, только в том случае, если к бактерии не приложено никакой силы.

В новой работе, опубликованной в онлайн-журнале PLoS Biology, исследователи обнаружили, что у самого жгута особенная структура, которая тоже играет большую роль в креплении бактерии.

Жгутик состоит из цепочки взаимосвязанных белковых сегментов, закрученных в форме тонкой длинной пружины. Обнаружилось, что при воздействии силы на прикреплённый жгут сегменты по одному вытягиваются из этой спирали, будто разматываясь в нить, из-за чего он может многократно удлиняться, как бы принимая на себя усилие.

Когда же внешнее воздействие уменьшается, эта «пружина» ослабляется и снова скручивается, сокращаясь в длине. Увидеть схематическое изображение этого процесса вы можете в ролике (файл AVI, 2,95 мегабайта).

Таким образом, оказалось, что бактерия крепко удерживается не только благодаря липкости её бахромчатых жгутов, но и за счёт их механических особенностей. По словам одного из исследователей, профессора микробиологии Евгения Сокуренко (Evgeni Sokurenko), это — «механическое нанотехнологическое устройство, созданное природой, которое можно адаптировать как для биотехнологий, так и для других технологических целей».

Читайте о том, что биологи мечтают оцифровать кишечную палочку, а также о виртуальной модели вируса.

Обвинения енотов в убийствах могут быть ложными