Граница между звёздами и планетами стала ещё неопределённее

На снимке красный карлик CHXR 73, а небольшой объект рядом с ним — CHXR 73 B (фото NASA).

С помощью телескопа Hubble учёные из университета Пенсильвании (Pennsylvania State University) обнаружили небольшой объект, открытие которого сделало границу между звездой и планетой ещё более зыбкой и заставило задуматься над определением планеты вне Солнечной системы.

Обнаруженный объект, обращающийся вокруг красного карлика CHXR 73 и находящийся на расстоянии в 500 световых лет от нас, получил наименование CHXR 73 B.

CHXR 73 B находится от CHXR 73, его родительской звезды, на расстоянии в 31,3 миллиарда километров, что превышает удалённость Земли от Солнца в 200 раз. И хотя объект можно было бы отнести к планетам (по массе он больше Юпитера всего в 12 раз), формировался он, вероятно, не так, как планеты Солнечной системы.

Согласно существующим представлениям, протопланетные диски красных карликов (таких, как CHXR 73) имеют диаметр не более 16 миллиардов километров. Более того, теория предсказывала, что юпитероподобные газовые гиганты формируются на расстоянии около 5 миллиардов километров от звезды. Очевидно, что CHXR 73 B находится далеко за всеми этими пределами.

«Этот объект слишком далёк от звезды, чтобы он мог формироваться из газа и пыли», — сказал руководитель исследования Кевин Луман (Kevin Luhman).

Более того, он и его коллеги полагают, что объект сформировался путём, похожим на формирование звёзд, а не планет – в результате гравитационного сжатия больших скоплений газа (это, оказывается, очень похоже на эволюцию планемо). По этой причине Луман думает, что CHXR 73 B нужно считать коричневым карликом. Учёный уверен, что история формирования экстрасолнечных объектов играет важную роль в определении объекта как планеты или коричневого карлика.

Специалисты надеются, что окончательно решить, относится CHXR 73 B к планетам или нет поможет телескоп Джеймса Вебба (James Webb Space Telescope), запуск которого должен состояться через несколько лет.

Об определении планеты для Солнечной системы читайте здесь.

О разных объектах вокруг красных карликов читайте тут и тут.

А ещё можете почитать о существах, которые могли бы жить на планетах, обращающихся вокруг красных карликов.

Пятёрка звёзд в центре Галактики готова взорваться