Создан нанопереключатель из молекулы хлорофилла

Молекула хлорофилла в опытах исследовательской группы профессора Хла принимала несколько положений: каждое следующее отклонено от предыдущего на 60 градусов (фото Ohio University).

Используя одну молекулу хлорофилла «а», извлечённую из шпината, группа учёных из университета Огайо (Ohio University) под руководством профессора Сау-Вай Хла (Saw-Wai Hla) разработала сложный биологический нанопереключатель.

Исследователи использовали сканирующий туннельный микроскоп для получения изображения молекулы. Также с его помощью к молекуле присоединялись отдельные электроны.

По словам учёных, им удалось передавать электроны с иглы электронного микроскопа так, чтобы происходил изгиб фитиловой цепи хлорофилла. В зависимости от того, насколько приближалась игла, молекула изгибалась на определённый угол.

В ходе этих экспериментов учёные научились сгибать молекулу на 60, 120 и 180 градусов.

Ранее исследовательской группой профессора Хла был создан такой же переключатель, но имевший только две позиции. Теперь хлорофилловый переключатель можно фиксировать в четырёх положениях. Как это происходит, посмотрите тут (файл AVI, 1 мегабайт).

Кроме того, учёные обратили внимание на то, что хлорофилл нетоксичен и находится в живой природе в неограниченном количестве. Это значит, что данная нанотехнология будет совершенно безвредной для окружающей среды.

Что касается использования нанопереключателя, то, по мнению исследователей, его можно будет применять, например, в солнечных батареях и медицинских приборах. Однако никаких конкретных направлений работы в этой области учёные пока не называют.

Читайте также о нанопроводах из «щупальцев» микробов, о наносенсорах размером с молекулу и нанопроводниках для кровеносных сосудов.

Учёные раскрыли тайны древней нанокосметики