Сконструированные молекулы помогли сердцу заживить рану

Модифицированные амфифильные пептиды могут стать новым лекарством для сердечников (иллюстрация American Chemical Society).

Сложные искусственные соединения, введённые подопытным животным, существенно ускоряли и облегчали процесс заживления сердца после приступа. Такой результат получили Сэмюель Стапп (Samuel Stupp) и его коллеги из Северо-западного университета в Эванстоне (Northwestern University, Evanston).

Основа нового экспериментального препарата — синтезированные амфифильные пептиды, которые при введении в организм «самособираются» в длинные и тонкие нановолокна, заполняющие рану (в частности, в сердечной мышце).

После того, как команда Стаппа разобралась с изготовлением этих соединений и их работой в организме, она добавила к созданным веществам дополнительный «блок» в виде восьми аминокислот, которые позволили амфифильным пептидам связываться с белком гепарином. В свою очередь, гепарин, вырабатываемый в организме, привлекает к себе так называемые факторы роста — молекулы, которые очень важны для заживления повреждённых тканей.

Таким образом, учёные получили действующую цепочку: синтетические пептиды, введённые в организм, собирались в «строительные леса» внутри раны и «приманивали» гепарин, который притягивал к месту действия факторы роста.

Исследователи вызвали сердечный приступ (и повреждение сердца) у мышей, которых затем разбили на три группы: первой через полчаса ввели те самые амфифильные пептиды с добавленными аминокислотами, второй — только факторы роста, а третьей не вводили ничего.

Через месяц авторы опыта обнаружили, что у мышей, получивших экспериментальный препарат, сердце восстановилось практически полностью и работало почти так же хорошо, как у здоровых мышей. У мышей из контрольных групп показатели работы сердца были вполовину хуже. Аналогичные результаты — ускорение и облегчение заживления раны — учёные получили и в опытах на кроликах.

Если эта технология будет аналогично работать и в человеческом организме, новый препарат сможет очень помочь миллионам пациентов. Для развития и коммерциализации этого открытия Стапп уже создал компанию Nanotope.

О другом новом препарате, стимулирующем регенерацию тканей (в том числе сердечной мышцы) за счёт воздействия на генетические «переключатели» — читайте в нашем материале. Узнайте также об открытии невиданного типа регенерации тканей у мышей.

Занятия в тренажёрном зале могут серьёзно вредить зрению