Изучено древнейшее письмо в Новом Свете

Ольмекская «книга» и фрагмент надписи на ней (фото S.Houston, иллюстрация Science).

Раскопанная несколькими годами ранее в Мексике загадочная плита с надписями теперь исследована и датируется 900 годом до нашей эры. Это самые древние письменные знаки, когда-либо найденные в обеих Америках. Результат анализа находки представила в Science международная группа археологов из Мексики и США.

Плита, известная как Cascajal block (по названию места, где она была найдена), была раскопана во время проведения дорожных работ в штате Веракрус (Мексика) в конце 1990-х. Она весит приблизительно 12 килограммов и имеет размеры 36 х 21 х 13 сантиметров. Вырезанный на ней текст состоит из 62 символов, причём некоторые из них повторяются до четырёх раз.

Мексиканские археологи Кармен Родригес Мартинес (Carmen Rodríguez Martínez) и Понсиано Ортис Себаллос (Ponciano Ortíz Ceballos) первыми признали важность находки. А в этом году они вместе с другими учёными из Мексики и США провели детальное исследование камня и надписей на нём.

«Анализ стиля и другие факторы свидетельствуют о том, что блок можно датировать началом первого тысячелетия до нашей эры. Это самое старое письмо в Новом Свете, а его особенности указывают на принадлежность плиты к цивилизации ольмеков», — пишут авторы исследования.

Ольмеки доминировали в Мезоамерике примерно с 1200 до 400 года до нашей эры. Археологи ранее уже находили вырезанные ими глифы (правда, не столь древние), но до сих пор продолжаются споры о том, действительно ли эти глифы являются письмом.

В данном случае, как считают авторы работы, речь идёт именно о новой, ранее не известной учёным системе письма. На это указывают последовательный порядок написания и повтор оригинальных знаков.

Увы, саму надпись расшифровать так и не удалось. Но археологи полагают, что дальнейшие раскопки в данной местности, возможно, помогут справиться с этой задачей. Исследователи считают, что данная работа — пролог перед грандиозным всплеском интереса к ольмекам.

Если надпись расшифруют, то с нами «заговорят» люди, у которых письменность появилась на 400 лет раньше, чем у других древних цивилизаций Мезоамерики.

Читайте также о других древних находках: книги в Ирландии, скульптуры каппы в Японии и водопровода в Израиле.

Человек начал краситься 200 тысяч лет назад