Человеческие клетки помогли слепым крысам

На снимке — мышь, которую учёные назвали «Химерой» (Chimeric Mouse): грызуну внедрили эмбриональные стволовые клетки человека (фото Advanced Cell Technology).

С помощью эмбриональных стволовых клеток человека можно частично восстановить зрение слепых крыс. А в будущем не исключается использование таких клеток для лечения людей с некоторыми заболеваниями глаз. Об этом сообщили Роберт Ланца (Robert Lanza) и его коллеги из американской компании Advanced Cell Technology (ACT).

«Мы разработали технологию, которая, надеемся, может применяться для лечения дегенеративных заболеваний глаз, например, дистрофии жёлтого пятна сетчатки, — заявил доктор Ланца. — Также мы продемонстрировали, что из человеческой эмбриональной стволовой клетки можно получить материал для спасения зрения животных, которые в противном случае остались бы слепыми».

Специалисты ACT надеялись, что стволовые клетки превратятся в пигментные клетки эпителия сетчатки, поддерживающие в глазу фоторецепторы. Так оно и получилось — было произведено 67 различных линий этих клеток.

Затем учёные пересадили линии клеток крысам, у которых вследствие генетических модификаций были дефектные глаза. В конце эксперимента острота зрения грызунов восстановилась на 70%. Когда крысы были убиты, а их глаза исследованы, выяснилось, что животные действительно «вырастили» слои относящихся к сетчатке клеток.

Если надежды на эффективность данного метода для лечения дистрофии жёлтого пятна сетчатки оправдаются, помощь смогут получить более 30 миллионов человек во всём мире, ведь данное заболевание — одна из главных причин слепоты людей старше 60 лет.

Результаты исследования ACT опубликованы в журнале Cloning and Stem Cells. Полный текст статьи в открытом доступе вы найдёте в этом PDF-документе (416 килобайт).

О других интересных опытах Роберта Ланцы мы рассказывали здесь и здесь, а об экспериментах со стволовыми клетками сетчатки глаза сообщали тут.

Биологический гель заменит стёкла в окнах души