Лесные птицы страдают от отравления ртутью

Дрозд Бикнелла (Catharus bicknelli) — одна из североамериканских птиц, страдающих от повышенного содержания ртути в организме (фото Dan Busby).

Нередко можно услышать, что в рыбе содержится большое количество ртути. Однако, как выяснилось из недавнего доклада американской Национальной федерации дикой природы (National Wildlife Federation — NWF), от постоянного ртутного отравления страдают также и лесные жители.

Специалисты NWF сопоставили данные более чем 65 научных исследований, задокументировавших уровень содержания ртути в дикой природе и различные последствия воздействия этого вещества.

Предыдущие исследования, уделявшие главное внимание питающимся рыбой птицам, показали, каким образом ртуть накапливается в организме этих видов и в их яйцах. Однако в новом докладе сообщается, что и лесные птицы, питающиеся насекомыми, тоже получают с пищей немало ртути.

Как следует из документа, это становится причиной ряда проблем. Среди них — сокращение численности потомства разных видов лесных птиц, неврологические нарушения (вызывающие проблемы с движениями при ходьбе и полёте), поведенческие отклонения (наблюдающиеся, в частности, при поиске пищи и встрече с хищниками) и просто случаи гибели в результате отравления.

«Очевидно, история ртути в окружающей среде гораздо сложнее, чем учёные полагали раньше», — прокомментировал доклад британский химик Йорг Фельдманн (Jörg Feldmann) из университета Абердина (University of Aberdeen).

Одно дело — выяснить масштаб распространения ртути, а другое — понять, в каких формах этот элемент существует в окружающей среде, считает учёный. В природе ртуть встречается преимущественно в составе метилата ртути и ионов. Оба этих вида могут соединяться с биологическими молекулами, и в зависимости от того, как именно это происходит, будут наблюдаться различные эффекты.

«Сейчас крайне необходимо изучить формирование этих ртутных соединений, чтобы предупредить их распространение и накопление в пищевой цепочке», — утверждает Фельдманн.

Ведущий автор доклада Кэтрин Боуэс (Catherine Bowes) вместе с коллегами призывает федеральное правительство заставить тепловые электростанции — основных «поставщиков» опасного вещества в окружающую среду — оборудовать свои установки ртутными фильтрами.

С текстом доклада можно ознакомиться здесь (PDF-документ, 604 килобайта).

Читайте также о том, что содержание ртути «зашкаливает» в гигантских черепахах, и далеко не последнюю роль в этом играют лесные пожары.

Летающий паразит заставил сверчков замолчать