Легионы морских рачков создают биологическую турбулентность

В Новой Зеландии криль поднимается к поверхности не только ночью. Во время этого подъёма вода принимает креветочный цвет (фото с сайта richard-seaman.com).

Криль — маленькие, похожие на креветок, беспозвоночные, которые питаются планктоном, — способны превратить спокойное ночное море в бурлящее и пенящееся джакузи. Феномен такой «биологической турбулентности», по мнению учёных, может оказывать важное воздействие на изменения климата.

Об этом сообщают канадские исследователи Эрик Кунце (Eric Kunze) и Джон Дауэр (John Dower) из Школы земных и океанских наук университета Виктории (SEOS).

В дневное время криль скрывается на глубине приблизительно 100 метров, а с наступлением ночи в огромных количествах поднимается на поверхности в поисках пищи. Концентрация криля может достигать 10 тысяч особей на кубический метр.

При этом общий вес лишь одного вида криля — антарктического — по разным оценкам, составляет 50-150 миллионов тонн. Биомасса же всего криля в Мировом океане, по меньшей мере, равна весу всего животного белка, потребляемого человечеством за год.

С помощью инструмента, измеряющего силу трения в жидкости, а также температуру и проводимость в микромасштабе, учёные исследовали турбулентность и заметили, что с появлением криля она усиливается на 3-4 порядка.

Ещё не известно, является ли биологическая турбулентность, вызванная крилем, широко распространённым явлением. Но если это так, то её необходимо принимать во внимание при моделировании накопления углекислого газа и изменений климата.

Эффектные фотографии огромного количества криля у побережья Новой Зеландии вы найдёте на этой странице.

Кстати, недавно выяснилось, что живописец Винсент ван Гог (Vincent van Gogh) обладал фактически научным представлением о турбулентном движении. Также мы рассказывали о том, как с турбулентностью воздушных потоков можно бороться с помощью масла.

Человеческие клетки помогли слепым крысам