Найдена раскалённая планета-гигант

Прибор SuperWasp и транзит планеты в представлении художника (фото SuperWasp, иллюстрация M. A. Garlick).

Возглавляемый британскими астрономами международный проект по поиску планет у других звёзд SuperWasp стартовал в 2004 году. И вот теперь, «просеяв» 1,1 миллиона звёзд, участники проекта обнаружили «свои» первые две планеты.

Планеты названы Wasp-1b и Wasp-2b. Они расположены в созвездиях Андромеды и Дельфина, первая — в тысяче световых лет от Земли, вторая — приблизительно вдвое ближе. Обе планеты относятся к «горячим Юпитерам» — газовым гигантам, находящимся очень близко от своих солнц. Их периоды обращения измеряются считанными днями.

Из этой пары особенно интересна планета Wasp-1b: температура на её поверхности превышает 1800 градусов Цельсия — это одна из самых горячих планет, открытых к настоящему времени.

Нужно отметить, что основу проекта SuperWasp составляют два небольших оптических прибора. Первый из этих инструментов расположен на острове Ла-Пальма, второй — неподалёку от Сазерленда (ЮАР), и вместе они перекрывают всё небо.

Каждый прибор представляет собой набор из 8 цифровых камер с объективами диаметром всего 11 сантиметров, закреплёнными на автоматизированной поворотной платформе. Поле зрения такого инструмента в 2 тысячи раз больше, чем у обычного телескопа. И за одну ночь наблюдений прибор генерирует 60 гигабайт данных.

«Кандидатов в планеты» обнаруживали по лёгкому ослабеванию блеска родительской звезды при прохождении планеты по диску своего солнца. Затем огромное число кандидатов проходило несколько стадий «фильтрации», а заключительную проверку астрономы выполняли уже при помощи одного из крупных телескопов.

Один из участников проекта — Дон Поллакко (Don Pollacco) из Королевского университета Белфаста (Queen’s University of Belfast) — сравнил эту работу с промывкой песка в лотке старателя в поисках крупиц золота.

Кстати, ранее мы рассказывали, как аналогичным методом была найдена экстрасолнечная планета при помощи любительской фототехники, купленной в обычном магазине.

Читайте также о «горячих Юпитерах», пойманных по их теплу.

Частная космическая ракета потерпела аварию