Американская компания Zinc Matrix Power представила на международном форуме технологий, который проводится компанией Intel (IDF Fall 2006), новые аккумуляторы. В первую очередь, они предназначены для портативной электроники, но не только.
Собственно, сам тип этих батарей известен давно — это серебряно-цинковые аккумуляторы. Они обладают рядом достоинств (например, низким саморазрядом), но с многократной перезарядкой и долговечностью у них всегда были большие проблемы — из-за роста цинковых дендритов, разрушающих сепаратор и создающих короткое замыкание, а также из-за разложения воды и появления газообразного водорода. Zinc Matrix довела серебряно-цинковую технологию до совершенства и предложила использовать эти аккумуляторы в ноутбуках, видеокамерах и сотовых телефонах.
Эти батареи базируются на серебре, цинке и воде и потому, в сравнении с литий-ионными, совершенно безопасны. Им не страшен перегрев, большие токи, они не могут взорваться или загореться и безвредны для окружающей среды.
Кроме того, как говорится в пресс-релизе компании, размер этих аккумуляторов не ограничен правилами, сдерживающими рост ёмкости литиевых аккумуляторов для мобильной электроники. Речь идёт о перевозке в самолётах: на борт нельзя вносить литиевый аккумулятор больше определённой массы, именно из-за пожароопасности.
Секрет новинки — в патентованной матрице из полимера, проницаемого для определённых ионов, но сдерживающего перемещение цинка и его оксида. В матрицу заключено огромное количество микроскопических гранул цинка. А ещё один полимер, подмешанный к первому, исключает появление водородной «газировки».
В результате удалось создать серебряно-цинковые аккумуляторы, которые без проблем выдерживают много циклов заряда-разряда и при этом отличаются впечатляющими удельными параметрами: ёмкость — до 240 ватт-часов на килограмм, мощность — до 5 киловатт на килограмм в пике и 2-3 киловатта на килограмм в длительном режиме. Для литра объёма эти значения составляют соответственно 600 ватт-часов и до 10 киловатт. Эти параметры существенно превосходят показатели литий-ионных аккумуляторов.
Заметим, что в современных ноутбуках стоят аккумуляторы ёмкостью примерно 25-65 ватт-часов, на которых ноутбуки работают (в реальных условиях) не более 1,5-3 часов. Серийные серебряно-цинковые батареи для ноутбуков будут обладать ёмкостью в 100-200 ватт-часов.
Компания разработала линейку таких аккумуляторов различных размеров для применения не только в электронике, но и в беспилотных летательных аппаратах, электромобилях и гибридных авто. В последних случаях высокие удельные параметры новых батарей будут особенно важны.
Читайте также о новом типе батарей с рекордной (350 ватт-часов на килограмм) удельной ёмкостью — литий-серных, о литий-ионных аккумуляторах, не взрывающихся даже при попадании пули, и о «сверхскоростном» литий-ионном аккумуляторе для портативной электроники, который заряжается на 80% за 60 секунд, а полностью — за пару-тройку минут.