Сорняки вынюхивают своих жертв

Повилика Cuscuta pentagona атакует томатную рассаду (фото Justin Runyon / AP).

Представители семейства вьюнковых, паразитирующие на других растениях, выбирают свою жертву по запаху. Эта особенность позволяет им быстро сориентироваться и найти источник «пропитания». Об этом группа исследователей из университета Пенсильвании (University of Pennsylvania) во главе с доцентом Консуэло де Мораэсом (Consuelo De Moraes) сообщила в сегодняшнем выпуске журнала Science.

Повилика — один из самых распространённых сорняков — обладает рядом особенностей, существенно отличающих её от многих других растений. Эти отличия можно обнаружить сразу же, едва её семена начнут прорастать.

Например, повилика не образует корневой системы, не имеет листьев и в первые дни существует только за счёт питательных веществ, находящихся в семени. Этого запаса хватает на несколько дней, за которые растение вырастает сантиметров на десять. Теперь главное — прикрепиться к другому растению. «Если повилика не достанет до растения из-за того, что не будет тянуться в нужном направлении, то она обречена», — говорит де Мораэс.

Раньше ботаники предполагали, что повилика в поиске растения-хозяина использует «метод проб и ошибок». Однако в ходе лабораторных экспериментов исследователи заметили, что в 80% случаев этот сорняк тянулся к растению, находящемуся поблизости (в опытах использовали рассаду помидоров).

Экспериментальные попытки «перехитрить» повилику не увенчались успехом — она «не обращала внимания» на поставленные поблизости искусственные растения.

Учёные также обратили внимание на то, что повилика может делать выбор между различными растениями. К примеру, она развивается на томатах, но игнорирует пшеницу. Химические тесты показали, что всё дело в веществах, которые эти растения выделяют в атмосферу. Причём, если испарения помидоров привлекают повилику, то выделения пшеницы, наоборот, действуют как своеобразный репеллент.

Судя по всему, этот сорняк имеет какие-то особые рецепторы для определения источника необходимых ему веществ. В ходе дальнейшей работы исследователи собираются проверить это предположение и выяснить, как этот механизм используют культурные растения для защиты от вьюнковых паразитов.

Ещё посмотрите материалы о сорняках, которые угрожают носорогам, обуздывают пивных алкоголиков, а также про "Лукаса" и его датского коллегу, распознающих и безжалостно истребляющих зелёных паразитов.

Тарантул цепляется за стены липкими нитками из ног